Образ Эдемского сада в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»
Александр Анатольевич Чамеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-18
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Мильтон, «Потерянный рай», Эдемский сад, Адам и
Ева.
Тезисы
Картина земного рая в эпосе Мильтона (1608–1674, Milton) обладает многими из тех идиллических красот и достоинств, которые приписывались обычно счастливым садам древности и христианскому Эдему. У Мильтонова рая есть, однако, и некоторые существенные особенности, прежде всего предрасположенность к буйному своеволию и удивительная расточительность: в райском саду идет процесс разложения увядшие цветы устилают тропы, щедрые дары Эдема «падают, созрев, / Без всякой пользы».
По словам автора, «обширный Райский Сад» значительно превышает силы и возможности Адама и Евы. Сами герои сетуют на «недостаток рук», не позволяющий им смирить бушующую стихию ветвей, цветов и трав. Поэт хочет, без сомнения, подчеркнуть, что труд занимает важное место в жизни его идеальных героев. Уход за садом — необременительная, но ежедневная обязанность молодой четы, «приятный долг», исполнению которого она радостно предается. Труд провозглашается в «Потерянном рае» главным назначением человеческого бытия и, как справедливо подчеркивают исследователи, служит своеобразным мостом, связующим между собой два состояния человечества до и после грехопадения.
Первые люди в поэме Мильтона — не только искусные и трудолюбивые садовники; они — часть сада, его лучшее украшение. Можно предположить, что их внутренний мир требует, по мысли поэта, такого же неустанного ухода, в каком нуждается богатая природа Эдема. Иными словами, во имя сохранения чистоты и гармонии своего духовного мира, Адаму и Еве надлежит холить и пестовать его подобно тому, как они холят и пестуют рай внешний. И хотя после грехопадения гармония Эдемского сада оказывается утраченной, она может быть восстановлена через обретение внутренней гармонии человеческой души, т. е. христианского «внутреннего рая» (paradise within).
По словам автора, «обширный Райский Сад» значительно превышает силы и возможности Адама и Евы. Сами герои сетуют на «недостаток рук», не позволяющий им смирить бушующую стихию ветвей, цветов и трав. Поэт хочет, без сомнения, подчеркнуть, что труд занимает важное место в жизни его идеальных героев. Уход за садом — необременительная, но ежедневная обязанность молодой четы, «приятный долг», исполнению которого она радостно предается. Труд провозглашается в «Потерянном рае» главным назначением человеческого бытия и, как справедливо подчеркивают исследователи, служит своеобразным мостом, связующим между собой два состояния человечества до и после грехопадения.
Первые люди в поэме Мильтона — не только искусные и трудолюбивые садовники; они — часть сада, его лучшее украшение. Можно предположить, что их внутренний мир требует, по мысли поэта, такого же неустанного ухода, в каком нуждается богатая природа Эдема. Иными словами, во имя сохранения чистоты и гармонии своего духовного мира, Адаму и Еве надлежит холить и пестовать его подобно тому, как они холят и пестуют рай внешний. И хотя после грехопадения гармония Эдемского сада оказывается утраченной, она может быть восстановлена через обретение внутренней гармонии человеческой души, т. е. христианского «внутреннего рая» (paradise within).