Либретто балетного спектакля: эволюция текста (на примере либретто к спектаклю «Лебединое озеро»)
Анастасия Евгеньевна Тютюкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2016-04-21
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассмотрены некоторые проблемы, связанные с описанием эволюции текста либретто
балетного спектакля. Уделяется внимание его жанровым и языковым особенностям:
структуре текста, лексическому и синтаксическому выражению. В качестве материала
выступают три разновременных текста либретто русского балетного спектакля
«Лебединое озеро».
Тезисы
В работе рассмотрена эволюция
жанра либретто с XIX
по XXI
вв. с точки зрения языка и структуры текста, с максимальным учетом
историко-культурных данных, сопровождавших создание спектаклей и, как
следствие, отразившихся в текстах либретто к ним.
Актуальность
исследования видится в описании балетного либретто как одного из малых жанров
русской культуры, имеющего свои собственно языковые специфические черты. Новизна
настоящей работы обусловлена отсутствием сколько-нибудь системного
лингвистического описания этого жанра, имеющего несомненную культурную
ценность, отражающего сюжет классического балета, с одной стороны, и историю
русского балета, с другой.
Цель
исследования — на основе
сравнительного анализа текстов либретто к балетному спектаклю «Лебединое озеро»
разных лет проанализировать
языковые особенности каждого из этих текстов и описать эволюцию текста
балетного либретто в целом.
Материалом
исследования, послужили три текста либретто балета «Лебединое озеро»,
использовавшихся в постановках спектакля в Мариинском театре в конце XIX, в XX и
в XXI
вв.
Методами
исследования являются: 1) научное реферирование — анализ научной литературы по
изучаемой проблеме; 2) метод комплексного анализа языка выбранных текстов; 3)
сравнительный — анализ структуры и содержания текстов либретто, написанных в
разное время, 4) структурно-семантический метод — на основе анализа структуры
текста — языковая характеристика жанровых особенностей либретто.
В балетном спектакле либретто является
единственным каналом вербальной коммуникации постановщика со зрителем. Этим
обусловливается особое место жанра либретто балета среди подобных.
В
жанровом отношении либретто балетного спектакля представляет собой схему и
отличается краткостью изложения содержания действия. Среди языковых черт,
свойственных всем видам либретто, можно выделить малоэкспрессивность и наличие
стилистических фигур, позволяющих кратко, в сжатой форме передать сюжет
произведения: Бал
в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не
привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте.
В отличие от либретто, использовавшихся
в конце XIX
в.
и в XXI
в.,
либретто 1950 г. характеризуется более подробным описанием действий и эмоций
персонажей, оно отличается образностью, обилием мелких деталей, в нем уделяется
большое внимание чувствам персонажей. Текст
современного либретто является наиболее сжатым и лаконичным. На наш взгляд, это
объясняется тем, что сегодня «Лебединое озеро» является не просто рядовым
спектаклем. Балету уже 121 год
и это — узнаваемый всеми знак русской культуры, который не нуждается в
пояснении.