XLV Международная филологическая научная конференция

Мифологема пути в поэме Тристана Тцара «Приблизительный человек»

Ника Вениаминовна Голубицкая
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

14-П
2016-03-17
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится анализ  поэмы «Приблизительный человек» Тристана Тцара. Поэма, не переведенная на русский язык и не изученная в русском литературоведении, представляет большой интерес для исследования: как произведение, синтезирующие черты дадаизма и сюрреализма и освещающее симптоматические для культуры модернизма и авангарда вопросы (поиски нового языка, потеря идентичности, идея перетворения мира). Определяются особенности пространственной системы произведения и образных средств репрезентации мифологемы пути.

Тезисы

Поэма «Приблизительный человек» («L’homme approximatif», 1931) — центральное произведение в творчестве Тристана Тцара. От «многообразия агонизирующих игр языка», которое в дадаистский период занимало место повествовательного дискурса, Тцара переходит к созданию лиро-эпического произведения, пытаясь ответить на вопрос, поставленный им ещё в «Манифесте ДАДА 1918» : «Как можно упорядочить хаос, который составляет эту бесконечную, бесформенную вариацию — человека?». «Приблизительность» — симптоматичная для культуры модернизма и авангарда концепция человека. Переосмысление категории героического в литературе начала XX в. привели к низведению эпического представителя человечества («как я как ты читатель и как другие») до потерявшего свою идентичность, вечно приблизительного «человека немного животного немного цветка немного метала немного человека».
Потеря идентичности, самотождественности обрекает «приблизительного человека» на вечные скитания в поисках самого себя или силы, способной избавить его от «муравейника дорог». Можно говорить о трёх траекториях движения героя: вертикали, горизонтали и цикле. Вертикаль — это жажда трансценденции, движение к Абсолюту, которое реализуется сюжетно в поиске героем «пастыря». Циклическое движение можно разделить на центробежное и центростремительное. Первое характеризует мироощущение героя, его «заброшенность»; второе — тоску по потерянному центру и движение к полноте. Горизонталь описывает линейное движение человека «вперед», к реализации своей судьбы и его образное развитие — от приблизительного человека в первых главах к «волку» в IX главе и к человеку «скалистому в своих одеждах из известняка» в XIX. Особенностью поэмы является то, что пространство в ней нельзя назвать гомогенным, оно как бы не равно самому себе в отдельных своих частях и постоянно теряет свои координаты. Отмена классических пространственных оппозиций (верх-низ, ближе-дальше), позволяет говорить о том, что пространство не предшествует вещам и телам, а конституируется ими. Пространственная организация определяется траекториями пути приблизительного человека. Такая модель связана и с известной аксиологизацией пространства: все типы движения имеют свое символическое значение (движение к Абсолюту, движение от рождения к смерти, движение к полноте и перерождению). Перечисленные признаки позволяют говорить о мифопоэтическом пространстве (в соответствие с идеями В. Топорова). Каждый тип движения строится вокруг метафор-эмблем: колоколов и небесных тел, реки и поезда, мельничного колеса и всех образов центра (сердца, земной утробы, косточки фрукта).Используя семиологический анализ, можно интерпретировать движение как иллюстрацию языковых возможностей, заложенных в самом механизме сюрреалистической метафоры.