XLV Международная филологическая научная конференция

«Поэтические забавы» Дж. Баркер: поэтика и проблематика

Алина Владимировна Дуклау
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-15
15:10 - 15:25

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются основные темы сборника стихов Дж. Баркер «Поэтические забавы»: независимость женщины, свобода, дружба, способность женщин овладеть научным знанием наравне с мужчинами, отношения с музой. Прослеживается отражение в стихах Баркер популярных философских  и эстетических идей XVII в.: христианский стоицизм, отношения живописи и поэзии, споры об остроумии. Затрагивается вопрос о жанровом своеобразии ее стихов. На основании анализа второй части сборника, где собраны тексты адресатов Баркер, делается вывод о мужской реакции на смелые декларации поэта.

Тезисы

В докладе рассматриваются стихотворения Дж. Баркер (1652–1732), вошедшие в сборник «Поэтические забавы» («Poetical Recreations») 1688 г. Главная тема сборника — способность женщины остаться собой в мужском мире, что возможно только при условии принятия ею последствий независимости и согласия прожить свою жизнь вопреки принятым условностям. Баркер с разных сторон анализирует понятие свободы: что такое свобода в повседневном существовании, возможна ли свобода от страстей. Баркер находится под сильным воздействием идеи христианского стоицизма. Любовь, через которую традиционно в европейской литературе женщина реализует потенциал собственной личности, вызывает у Баркер недоверие. Она противопоставляет любви идеал интеллектуальной дружбы. Баркер выражает сожаление, что для женщин недоступно университетское образование, подчеркивает, что женщины, так же как и мужчины, способны овладеть научным знанием. Некоторые стихотворения написаны от лица героя-мужчины — это попытка увидеть мир мужскими глазами.
Отдельную группу текстов составляют стихи, посвященные отношениям автора с ее поэтическим даром. Баркер подчеркивает, что сочинение стихов для нее не результат сознательного выбора. Это овладевшая ею сила, которой она вынуждена подчиняться. При этом, сравнивая мужскую и женскую музу, Баркер настаивает, что поэтический дар мужчины зачастую служит корыстным целям (добиться благосклонности щедрого покровителя), поэтому женская поэзия выше и чище. В стихах Баркер находят отражение эстетические дискуссии второй половины XVII в.: об отношениях живописи и поэзии, о подлинном остроумии.
Большинство стихов в ее сборнике имеют форму послания, однако мы находим в нем пиндарические оды (подражание А. Каули, которого Баркер ценит выше всех поэтов-современников), медитативные и любовно-гедонистичеcкие пасторали, застольные песни. Стих Баркер, живой и остроумный, гладкий, музыкальный, звучит естественно, как живая речь. Рассуждая о серьезных предметах, Баркер сохраняет шутливую манеру, оставаясь неутомительной и забавной. Вторая часть сборника «Poetical Recreations» состоит из стихотворений тех людей, которые были поэтическими адресатами Баркер. По ним мы можем отчасти судить, какой была мужская реакция на смелые декларации поэта.