«Зибенкэз» Жан-Поля как эксплицитный и имплицитный интертекст в поэтике Томаса Бернхарда
Вера Владимировна Котелевская
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
201
2016-03-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен компаративному исследованию двух авторских поэтик — Жан-Поля и Томаса Бернхарда. В центре внимания — роман немецкого классика «Зибенкэз», упоминаемый Т. Бернхадом в его последнем произведении-завещании «Изничтожение: Распад» (1986). Сравнение осуществляется на материале двух указанных текстов, а также в контексте становления художественной прозы австрийского модерниста, в частности, структуры двойничества (персонаж / нарратор), наследующей жан-полевской структуре художественного субъекта.
Тезисы
В последнем романе австрийского
писателя Томаса Бернхарда (1931–1989) «Изничтожение: Распад» (Auslöschung.
Der Zerfall) перечислены пять произведений,
которые герой-рассказчик рекомендует своему ученику как важнейшие для
постижения немецкоязычной литературы. Первым в этом списке назван «Зибенкэз»
Жан-Поля. Помимо «Процесса» Кафки, «Португалки» Музиля, «Эша, или Анархии»
Броха в «канон» вошла также ранняя повесть самого Бернхарда «Амрас» (Amras,
1964). Автоинтертекстуальность,
свойственная всем произведениям писателя, пожалуй, только в «Изничтожении»
проявляется столь явно и указывает на программный характер как самого романа,
так и упомянутого списка.
Самореференция является одной из
форм двойничества, свойственного структуре художественного субъекта в прозе
Бернхарда: нарратор (и/или персонаж) одного текста намекает намекает на
нарратора (и/или персонажа) другого текста, включаясь в игру нарциссических
отражений автора в своих фиктивных масках. Игра масок, амбивалентные отношения
между парой персонажей, каждый из которых является гениальным или трагически
несостоявшимся художником (интеллектуалом, философом и т. п.), составляют
основную стратегию Бернхарда.
Подобной стратегии следует и
Жан-Поль, создавая фикциональную утопию подмен одного «я» другим и обнажая в
такой игре механизм романического вымысла как такового. Сопоставление целого
ряда повестей и романов Бернхарда с романом «Зибенкэз» позволяет установить
типологически близкие формы поэтики (образы персонажа-творца, сюжетные ходы,
схематизацию пространства и времени), а также общую — модерновую — природу повествования,
сосредоточенного на осмыслении законов вымысла, т. е., по сути,
метафикционального.