Зависимость устного спонтанного текста от гендера говорящего
Дарья Сергеевна Павлова
Докладчик
аспирант
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
184
2016-03-16
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается зависимость устного спонтанного
монологического текста (на примере текстов «О себе») от гендера говорящего.
Представлены промежуточные результаты эксперимента (т. к. обработана только
часть материала, сбалансированная по факторам «гендер» и «возраст»), отражены основные тенденции социального варьирования, подтверждающие выводы пилотного эксперимента.
Тезисы
С середины XX в. начинается активное изучение устной речи, которое продолжается
и сегодня. В лингвистике складывается несколько точек зрения на то, что
представляет собой устная речь: текст ли это, текстоид и т. д. Мы придерживаемся
точки зрения, что устный спонтанный монолог на заданную тему (материал
изучения) является текстом. Не углубляясь в
рассмотрение различных подходов к тексту, отметим, что мы склоняемся к
пониманию текста, сформулированному в рамках Петербургской лингвистической
школы, и в качестве рабочего определения текста примем определение, данное
Ю. С. Масловым: «В лингвистике термином „текст“ обозначают не только
записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное „речевое произведение“ любой протяженности — от однословной реплики до целого
рассказа, поэмы или книги» [Маслов 1998: 11].
В докладе представлен анализ расшифровок аудиозаписей 16 спонтанных устных монологов «О себе» из архива лаборатории прикладных и экспериментальных лингвистических исследований при кафедре теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета. Социальные характеристики информантов, которые являются авторами изучаемых текстов, сбалансированы по факторам «гендер» (мужчина, женщина) и «возраст» (25–34 года, 35–44 года). Фактор «образование» в данной выборке нивелировался, т. к. все информанты имеют высшее образование. Акцент сделан на зависимости текстов от фактора «гендер». В большой мере подтвердились результаты пилотного эксперимента, о чем свидетельствуют следующие факты: поле Я встретилось в ядре семантической структуры текста чаще у женщин, что, возможно, связано с потребностью женщин «вписать себя» в окружающую действительность, определиться со своей ролью в жизни. Кроме того, только в текстах мужчин как ядерные реализованы семантические поля ВОЕННАЯ СЛУЖБА, ОЦЕНКА, КАЧЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ. С одной стороны, мы наблюдаем в этом отражение опыта социальной группы, с другой — внимание к осмыслению философских основ жизни. Интересно, что деятельность также осмысляется мужчинами и женщинами по-разному: мужчины включили в ядерную зону всякую АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в то время как женщины скорее делают акцент на ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДОСУГЕ.
Таким образом, результаты пилотного эксперимента, проведенного в 2014 году, подтверждаются продолжающимся исследованием. Планируется расширение материала для поиска более убедительных доказательств, а также для рассмотрения влияния факторов «образование» и «возраст».
Литература:
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1998. 272 с.
В докладе представлен анализ расшифровок аудиозаписей 16 спонтанных устных монологов «О себе» из архива лаборатории прикладных и экспериментальных лингвистических исследований при кафедре теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета. Социальные характеристики информантов, которые являются авторами изучаемых текстов, сбалансированы по факторам «гендер» (мужчина, женщина) и «возраст» (25–34 года, 35–44 года). Фактор «образование» в данной выборке нивелировался, т. к. все информанты имеют высшее образование. Акцент сделан на зависимости текстов от фактора «гендер». В большой мере подтвердились результаты пилотного эксперимента, о чем свидетельствуют следующие факты: поле Я встретилось в ядре семантической структуры текста чаще у женщин, что, возможно, связано с потребностью женщин «вписать себя» в окружающую действительность, определиться со своей ролью в жизни. Кроме того, только в текстах мужчин как ядерные реализованы семантические поля ВОЕННАЯ СЛУЖБА, ОЦЕНКА, КАЧЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ. С одной стороны, мы наблюдаем в этом отражение опыта социальной группы, с другой — внимание к осмыслению философских основ жизни. Интересно, что деятельность также осмысляется мужчинами и женщинами по-разному: мужчины включили в ядерную зону всякую АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в то время как женщины скорее делают акцент на ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДОСУГЕ.
Таким образом, результаты пилотного эксперимента, проведенного в 2014 году, подтверждаются продолжающимся исследованием. Планируется расширение материала для поиска более убедительных доказательств, а также для рассмотрения влияния факторов «образование» и «возраст».
Литература:
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1998. 272 с.