Обращение к архангелогородскому локусу в исторической прозе советских авторов о Петровской эпохе
Анастасия Сергеевна Антипина
Докладчик
аспирант
Северный (Арктический) федеральный университет
Северный (Арктический) федеральный университет
213
2016-03-18
14:05 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются функции архангелогородского локуса в произведениях
русской советской литературы об эпохе Петра I. Разработка образа города, детализация
городского пространства и прилегающего к нему природного ландшафта зависят от
таких факторов, как общая идея произведения, сочетание идеологического, художественного и документального начал в тексте, личное
знакомство автора и читателя с местностью. В результате воссозданный в
произведении город может выполнять различные функции, вырастая от
простого обозначения места действия до наполненного сложным
символическим смыслом образа.
Тезисы
1. Тема
Петра I в русской литературе оказывается неизбежно
связанной с необходимостью изображения пространства Русского Севера и
Архангельска в функции первого «окна в Европу». Архангельск становится точкой
роста всего государства, реализация здесь петровских замыслов способствует
развитию России и выходу ее на принципиально новый уровень в мировом масштабе.
В таком контексте архангелогородский
локус и Русский Север в целом преодолевают свою предполагаемую провинциальность
и изолированность от общегосударственного исторического процесса.
2. Образ Архангельска, созданный в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» «заочно» (без личного знакомства автора с местностью), имеет расхождения с реальным обликом города, но эти расхождения обусловлены необходимостью подчеркнуть контрастность России и Запада, т. е. направлены на выражение общей идеи романа, а не следуют из простого незнания местности автором. Урбанистическое начало в описании Архангельска уступает природному пейзажу с доминированием водно-воздушной стихии, символизирующей характер деятельности Петра и особенности его личности.
3. Явная идеологизированность романа Ю. П. Германа «Россия молодая» выражается в том числе в чисто фоновой, декоративной функции местности; описания Архангельска в произведении представляют собой набор элементов, фактически применимый для создания образа любого русского города конца XVII — начала XVIII в.
4. В произведениях региональной литературы, рассчитанных прежде всего на местного читателя, хорошо знакомого с локусом, отсутствие подробных описаний восполняется простым называнием элементов городской топонимики, сохраняющейся на протяжении длительного времени, что обеспечивает узнавание читателем описываемого пространства. Эта стратегия использована в повести Е. Ф. Богданова «Лодейный кормщик», выполняющей просветительскую функцию и представляющей собой художественно обработанный пересказ эпизода из истории края с установкой на документальность и минимумом художественного вымысла.
2. Образ Архангельска, созданный в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» «заочно» (без личного знакомства автора с местностью), имеет расхождения с реальным обликом города, но эти расхождения обусловлены необходимостью подчеркнуть контрастность России и Запада, т. е. направлены на выражение общей идеи романа, а не следуют из простого незнания местности автором. Урбанистическое начало в описании Архангельска уступает природному пейзажу с доминированием водно-воздушной стихии, символизирующей характер деятельности Петра и особенности его личности.
3. Явная идеологизированность романа Ю. П. Германа «Россия молодая» выражается в том числе в чисто фоновой, декоративной функции местности; описания Архангельска в произведении представляют собой набор элементов, фактически применимый для создания образа любого русского города конца XVII — начала XVIII в.
4. В произведениях региональной литературы, рассчитанных прежде всего на местного читателя, хорошо знакомого с локусом, отсутствие подробных описаний восполняется простым называнием элементов городской топонимики, сохраняющейся на протяжении длительного времени, что обеспечивает узнавание читателем описываемого пространства. Эта стратегия использована в повести Е. Ф. Богданова «Лодейный кормщик», выполняющей просветительскую функцию и представляющей собой художественно обработанный пересказ эпизода из истории края с установкой на документальность и минимумом художественного вымысла.