Повести, рассказы и другие «романы»: «Вадимов» А. А. Бестужева-Марлинского и теория романа 20-30-х гг. XIX века
Анна Александровна Полякова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2015-04-06
13:50 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен особенностям жанровой природы романа А. А. Бестужева-Марлинского «Вадимов». Текст рассматривается, с одной стороны, в сравнении с беллетристикой 20-30-х гг. XIX века, с другой — в свете теоретических споров представителей русской философской эстетической мысли. На фоне этого становится более очевидным, в чем заключалась специфика собственных воззрений Бестужева-Марлинского на роман как жанр.
Тезисы
Доклад
посвящен особенностям жанровой природы
неоконченного романа А. А. Бестужева-Марлинского
«Вадимов» (1833-1834). Изучение текста в этом аспекте сопряжено
с целым рядом трудностей – хотя бы
по той причине, что в рассматриваемый
нами период не
была сколько-нибудь определена даже
родовая принадлежность романа.
Но
большее внимание мы попытаемся уделить
тем двум проблемным уровням, которые
возникают при попытке осветить жанровую
природу «Вадимова». Один из них – это
возникающее со- и противопоставление
двух жанровых вариаций внутри корпуса
текстов самого писателя. В этом случае
выделяется ряд повестей и рассказов
(например «Аммалат-Бек»), которые
многочисленные восторженные поклонницы
творчества писателя и порой он сам –
не без доли иронии – называют
«романами». Но по письмам Бестужева-Марлинского
(например, к А. М. Андрееву) нам становится
очевидна та разница, которая существует,
с одной стороны, между «романами»,
жанровое определение которых связано
с гендерными предпочтениями читателей
первой трети XIX века;
с другой – между тем романом, чья природа
становится объектом теоретических
споров 20-30-х годов.
Здесь
уместно обратиться ко второму проблемному
уровню – попытке вписать «Вадимова»
в контекст современной русской философской
эстетики и тех споров, которые
разворачиваются в конце 20-х – нач.30-х годов
внутри и вокруг журналов «Московский
Вестник», «Телескоп» и «Московский
телеграф». Композиционные особенности
самого романа показывают, что несмотря
на то, что Бестужев-Марлинский, друг
и единомышленник братьев Н. и Кс. Полевых,
выступает союзником «Московского
телеграфа», ему оказались почти в равной
степени близки идеи каждого из враждующих
между собой лагерей. Кроме того, более
важным оказывается тот факт, что текст Бестужева-Марлинского в каком-то
смысле предваряет движение критической
мысли и развитие теории романа 40-х годов.
Но, несмотря на это, целый ряд творческих
принципов (например, намеренный отказ
от комического), самостоятельно
выработанных писателем и нашедших свое
отражение в романе, воспрепятствовал
завершению «Вадимова» – текста,
безусловно, очень важного для
Бестужева-Марлинского.