Образ храма в рассказе Чехова «Студент»
Масао Кондо
Докладчик
преподаватель
Kansai University
Kansai University
188
2015-03-11
18:15 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
«Студент»
характеризуется крайней переменой в психике героя и лаконичностью формы. Перемена в психике Ивана уже получила подробное
объяснение на основе духовного содержания текста. Но
откуда берутся эти символические места, как «костер» и пр. и что даёт возможность связать
их с духовным анализом? Это передвижение тела Ивана. Без этого расположенные
отдельно друг от друга места не составили бы целый пейзаж, играющий важную роль
для анализа рассказа. Мы рассмотрели
связь передвижения тела Ивана с духовными пониманиями и выяснили архитектурную
основу, укрепляющую духовность рассказа.
Тезисы
Рассказ А. П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. после поездки автора на Сахалин. Произведение
характеризуется крайней переменой в психике героя и лаконичностью формы.
В начале рассказа герой, Иван Великопольский,
студент духовной академии, был подавлен и угрюм от холода, пустынной местности
вокруг и голода перед Пасхой. В общем, он представляется не таким уж серьёзным
богословом. Несмотря на Великую Пятницу, когда в церкви идут службы, он шёл с охоты. Иваном владело пессимистическое
настроение. Он думал, если и
при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре были такие же ужасы, как сейчас, то
жизнь не станет лучше. Эти три исторических лица намекают не только на вечность, но и на пространство всей России, от края до края.
Но пессимизм Ивана проходит после разговора с двумя вдовами о евангельском
рассказе, описывающем троекратное отречение Петра. Это приводит Ивана к целому
жизненному пути. Событие, которое произошло девятнадцать веков назад в саду и во
дворе первосвященника, связалось с настоящим событием у костра на огороде прямо
перед глазами Ивана.
Таким образом, в одном из самых коротких
произведений Чехова оказалась сосредоточенной бесконечность времени и
пространства.
Перемена в психике Ивана уже получила
подробное объяснение на основе духовного содержания текста. Например, символический смысл таких слов, как «пустыня», «костёр» и «река» истолкован с точки зрения духовных интерпретаций слов,
метафор, символов и т. д.
Но откуда берутся эти места и что даёт возможность связать их с анализом
с духовной точки зрения? Это передвижение тела Ивана. Без физического передвижения
Ивана расположенные отдельно друг от друга места не составили бы целый пейзаж,
который играет важную роль для анализа перемены в психике Ивана. Радость
заволновалась вдруг в душе Ивана, но эта перемена возникала постепенно с передвижением
тела.
Здесь мы рассмотрели связь передвижения тела
Ивана с духовными пониманиями слов, метафор и символов и выяснили архитектурную
основу в рассказе.
Почему Ивану, развлекавшемуся охотой в Великую Пятницу, не хотелось идти
домой? С точки зрения
композиции рассказа, Чехов хотел заставить Ивана идти в одном направлении. Куда?
«Подул с востока холодный пронизывающий ветер» и у
него «разгорелось от ветра лицо». Лицо Ивана направлено против ветра, значит,
Иван шёл на восток. И от
костра, всё ещё чувствуя «жестокий
ветер», он пошёл дальше, оглянулся
на «одинокий огонь» и поглядел с горы на запад в лес.
Чехову нужно было провести Ивана с
запада на восток. Почему? Для того чтобы Иван сблизился с душой Петра, с
создателем Церкви.
Иван переплыл на пароме через реку
и потом поднялся на гору.
Паром ассоциируется с церковью. Апостол Пётр,
создатель Церкви, был рыбаком, и на его
лодке Иисус Христос переплыл через озеро.
Река ─ место крещения. Она связывает верхний мир (гору) с нижним
миром (морем), и вода, упавшая в море, испарится и сольётся на гору.
Если можно дать символичные толкования и пустыне, и костру, и парому, то
нельзя ли считать реку символом иконостаса, который вечно связывает два мира:
Ветхий и Новый заветы и одновременно разделяет два мира: среднюю часть и
алтарь, восточный край которого называется горним местом? Иван поднимался на гору потому, что «храм есть путь горнего восхождения»(Флоренский П.). Поэтому
здесь произошла огромная
перемена. Размышление о правде и красоте, направлявших до сего дня человеческую
жизнь на земле, совмещается с видом на родную деревню, зарю. Это Иван переступил через царские ворота в алтарь. «Иконостас есть
граница между миром видимым и миром невидимым»(Флоренский П.).
Таким образом, по мере
того, как Иван, которому был близок Пётр, передвигается на восток, в рассказе является
образ огромного храма. Это не только Иван, но и Чехов почувствовал в себе Петра,
создателя Церкви.
Обнаружение структуры храма в рассказе
позволяет сильнее связать духовные толкования с анализом содержательной
стороны всего произведения.