Библейский дьявол и демоны (бесы) в рецепции русского летописания
Мария Сергеевна Петровская
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
кафедра библеистики
2015-03-10
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Эксплуатируя библейские образы дьявола и демонов
(на русской почве — бесов), русское летописание актуализирует те мотивы,
которые лучше всего соответствуют текущей историко-культурной ситуации:
отождествление бесов с языческими богами при описании крещения Руси,
использование образа дьявола-подстрекателя для объяснения причин междоусобиц
эпохи феодальной раздробленности.
Тезисы
Для нормативной по своему типу
поэтики древнерусской литературы важнейшим образцом было Священное Писание,
ставшее источником большого количества топосов, повествовательных моделей,
образов и мотивов. В частности, русское летописание часто эксплуатирует
библейские образы дьявола и демонов (на русской почве - бесов), делая их
активными участниками исторических событий. Однако на их традиционное
христианское прочтение в рамках русского Средневековья накладывается влияние
свойственных Древней Руси исторических и культурных реалий, актуализируя
отдельные мотивы из сложного комплекса, сложившегося в Священном Писании и
христианской традиции.
Например, распространение в
«Повести временных лет» модели отождествления бесов и языческих богов
(Лаврентьевская летопись 980, 983, 988), восходящей к Втор. 32.17, Пс.
105.36-38, 1Кор. 10:20-21 и разработанной в топике ранних мученических житий
раннего периода, объясняется относительно недавним (для раннего русского
летописания) принятием христианства и определенного идеологического напряжения,
присущего обстановке фактического двоеверия.
В эпоху феодальной
раздробленности актуализируется образ дьявола подстрекателя (Мк
4.15; Деян. 5.3; Лк 22.3; 1Фес 2.18) и
зачинщика междоусобных войн, чья задача сеять вражду и «котору». О важности
этого образа для летописания свидетельствует тот факт, что выбирая между
концепцией «божественной педагогики» и происками дьявола в поисках причин
возникновения усобиц, летописец в статье, помещенной в «Повести временных лет»
под 1068 г. отдает предпочтение именно второму объяснению: «Наводит бо Бог по
гневу своему иноплеменьникы на землю и тако скрушеным им вспомянутся к Богу.
Усобная же рать бывает от соблаженья дьяволя. Бог бо не хощеть зла человеком,
но блага, и дьявол радуется злому убийству и крови пролитью, подвизая свары и зависти,
и братоненавиденье, клеветы» (ПСРЛ т.1. Вып.1. Л., 1926
с.172-173). Именно влиянием дьявола объясняются усобицы и убийства, описанные в
Лаврентьевской летописи под 1073, 1086, 1097, 1149, 1186, 1197, 1218 гг. , в
Рогожском летописце под 1372г. Очень часто данный мотив сопрягается с
типологическим уподоблением братской вражды русских князей с библейской
историей Каина и Авеля (Типографская летопись 1015, Симеоновская 1186,
Лаврентьевская 1218). В эпоху монголо-татарского нашествия повествовательная
модель дьявольских происков как причины набегов татар (Лаврентьевская летопись
1284, Рогожский летописец 1326, 1371) успешно конкурирует с моделью
«божественной педагогики». Как правило, во всех этих случаях дьявол выполняет
функцию «злого советника». Не действуя напрямую, он «вкладывает в сердце» или
«наущает» того или иного князя. При этом интересно, что во многих случаях в
воинском повествовании такие свойства, присущие дьяволу как гордыня и
льстивость экстраполируются на персонажей, исполняющих роль антагонистов, даже
в тех случаях, когда сам дьявол не упоминается. В частности, во всех летописных
рассказах, построенных на антитезе гордости и смирения, герои-протагонисты
всегда отличаются смирением, в отличие от гордых антагонистов (Лаврентьевская
летопись 1078, Симеоновская летопись1185, Типографская летопись 1395 и др.).
Подводя
итоги можно заключить, что ориентируясь на Священное Писание при выборе
образов, мотивов и повествовательных моделей русские летописцы выбирали те из
них, которые лучше всего отражали историко-культурную ситуацию, порой используя
их не только явно, но и скрытно.