XLIV Международная филологическая научная конференция

Сравнение и метафора в немецком научно-популярном тексте

Людмила Ярославна Слинина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

205
2015-03-13
16:40 - 16:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь идет о сравнениях и метафорах как способе разъяснения специфической научной информации для широкого круга публики в научно-популярных статьях. Материалом исследования служат научно-популярные тексты немецких и австрийских новостных изданий «Der Spiegel», «Focus», «Profil». Доклад знакомит с основными формально-структурными типами сравнений и метафор, основной же акцент делается на семантической классификации сравнений и метафор по различным критериям. 

Тезисы

Авторы научно-популярных статей неизбежно сталкиваются с пробемой передачи и разъяснения научной информации, часто специфического характера, для широкого круга публики. При этом не ставится цель добиться полного и глубокого понимания научных проблем, а гораздо важнее донести до читателя общую информацию, рассказать о практической значимости научной деятельности и вызвать у него интерес к научным вопросам. Анализ научно-популярных текстов показывает, что этой цели проще достичь не путем точных дефиниций и описаний научных экспериментов, а путем сопоставления, противопоставлении и сравнения новой, неизвестной и иногда непонятной информации из чуждой для читателя сферы с предметами, процессами и явлениями, хорошо знакомыми читателю. В докладе будут представлены результаты исследования современных научно-популярных текстов новостных таких немецких и австрийских изданий, как „Der Spiegel“, „Focus“, „Profil“ печатных и электронных версий. Исследование посвящено анализу сравнений и метафор, как с формальной, так и функционально семантической точки зрения. В докладе характеризуются различные формы сравнений: специфичные сравнительные конструкции (например, с союзами als, wie, während) и имплицитных форм (например, сравнение на уровне текста). Особое место среди сопоставительных форм занимают метафорические номинации. В научно-популярных текстах встречаются метафоры различных форм: субстантивные, глагольные, словообразовательные. Однако основной акцент в докладе делается на функционально-семантической стороне анализа сравнений и метафор. Основное внимание уделяется следующим вопросам:
- Какая научная информация становится объектом сравнения и метафоризации: научные термины, объекты исследования, ход исследования, результаты исследования?
- На чем основаны сравнение или метафора (tertium comparationis): количественная информация (размер, число, расстояние и пр.), качественная информация (цвет, форма, внешний вид и др.), тип деятельности, образ жизни и пр.?
- К каким тематическим областям относятся предметы, процессы и явления, с которыми сравнивается научная информация научно-популярных статей? Примерами могут служить сопоставления: человек  – животное (wie spielende Welpen), эмоциональное состояние – явления природы (Feuer der Liebe durch Medikamente am Lodern halten), явления природы – поведение человека (Die Luft hat große Dinge vor), биологические процессы – работа механизмов (den Sex ankurbeln) и пр. В исследовании использованы научно-популярные статьи из разных научных областей. В докладе представлена попытка выявить зависимость семантических типов сравнений и метафор от специфики научной области.