Культурная жизнь Франции на страницах советских литературных журналов 1920-х гг.
Людмила Константиновна Рябова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215а
2015-03-13
16:50 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Культурная жизнь Франции
продолжала оставаться предметом интереса в советской России 1920-х гг.
Вопреки сложившемуся представлению о крайней степени политизации периодики
этого времени, исключительно классовом подходе к отбору материала, жесткой цензуре и блокировании информации о жизни
европейских стран на страницах советских литературных журналов размещалась
емкая информация о событиях культурной жизни Запада, в том числе, Франции.
Хроника культурной жизни содержала сведения о литературных новинках, выставках,
книжных магазинах, издательствах и других явлениях культуры.
Тезисы
В советской России 1920-х
годов культурная жизнь Франции продолжала оставаться предметом пристального
внимания определенного круга читателей. Вопреки сложившемуся представлению о
крайней степени политизации периодики этого времени, исключительно классовом
подходе к отбору материала, жесткой цензуре и блокировании информации о жизни
европейских стран на страницах советских журналов различной направленности,
прежде всего, литературных и художественных, размещалась емкая информация о
событиях культурной жизни Запада, в том числе, Франции. Хроника культурной
жизни содержала сведения о литературных новинках, выставках, книжных магазинах,
издательствах и других явлениях культуры, а также о писателях, художниках и
деятелях культуры иных сфер.
Из множества журналов, издававшихся как
Госиздатом, так и частными издательствами, наибольший интерес представляют
«Красная новь», «Печать и революция», «Книга и революция». Любопытны и такие
издания, как «Россия», «Новый мир» «Творчество», «Русский современник»,
«Звезда», «Новая Россия», «Знамя», «Вестник иностранной литературы» и другие.
Весьма разнообразные журнальные разделы и рубрики – рецензии, хроника, литературные
обзоры, разделы: «На Западе», специальный раздел «Франция», «Сношения с
Россией», «Русская литература и искусство за границей» и другие давали читателям достаточно полное
представление о культурных событиях Франции. Почти в каждом номере на страницах
этих журналов помещались статьи о творчестве французских писателей и
художников, очерки, рецензии на переведенные на русский язык и выходящие в
России произведения французских авторов, а также вышедшие во Франции на
французском языке. Круг авторов, чье творчество было представлено в журналах,
был достаточно широк и включал имена как уже знаменитые, так и менее известные:
А. Барбюс, А. Франс, Ж. Дюамель, А. де Ренье, К. Фаррер, А. Гильбо и др.
Анализировалось творчество художников – П. Сезанна, Э. Дега и др. - и различные направления в искусстве.
Регулярно публиковались сведения и о
произведениях русских классиков и эмигрантских авторов, в том числе, мемуарах,
выходивших во Франции. Наиболее интересными представляются публикации, в
которых сообщалось о франко-русских (эмигрантских) культурных связях в Париже, например, о
деятельности «Общества спасения русской книги», обсуждение опубликованного в
Париже романа А. Толстого «Хождение по мукам» и другие. Знакомство с публикациями
в литературных журналах1920-х годов,
посвященными французской литературе и искусству, позволяет заключить, что
большинство из них были свободны от идеологии или политики и продолжали
традицию дореволюционной практики культурных связей.