Речевые характеристики объяснения как типа текста (на материале публичной лекции)
Елена Билаловна Нагиева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2014-04-11
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются особенности функционирования
объяснения как логической процедуры,
характеризующей научную деятельность, и как функционально-смыслового типа речи.
Представлена возможная типология объяснительных текстов с учетом их
тема-рематической организации. В
большинстве случаев именно рема, которая содержит в себе новую информацию,
нуждается в объяснении. Именно в зависимости от ее содержания (рема может быть
именная, качественная, акциональная) строится объяснительный текст.
Тезисы
Термин «объяснение» используется
в разных областях знаний, в каждой из которых получает различные трактовки. Тем
не менее довольно четко выделяются два понимания объяснения. В философии и
логике объяснение служит способом познания действительности, выступает как познавательная процедура: объяснение
сущности явления, установление его причин, включение его в структуру неких
закономерностей. В лингвистике объяснение рассматривается как функционально-смысловой тип речи или текста,
основной целью которого становится донести информацию до другого человека. Потребность
в объяснении возникает в ситуации информационного неравенства собеседников, адресант
использует объяснение для установления диалогических отношений и для достижения
понимания в процессе взаимодействия с адресатом.
Логико-структурная модель объяснения состоит из двух компонентов: ключевой и комментирующей части, тезиса и аргументов. Адресант облегчает восприятие сложного для адресата содержания, используя специальные приемы комментирования, например: смысловую связь, построенную на основе последовательности (поэтому используются средства связи с причинно-следственным значением, слова со значением обусловленности); конкретизацию изложения; перифразы; приемы образной аналогии; иллюстрации; вопросно-ответные конструкции и пр.
Обычно изучение объяснения как типа текста строится на анализе причинно-следственных отношений или анализе типичных языковых конструкций с каузальными и перформативными лексемами. На наш взгляд, чтобы представить возможные модели объяснительных текстов, необходимо выяснить, как складывается поступательное движение информации в процессе порождения текстов такого типа, взяв за основу категории актуального членения. В большинстве случаев именно рема, как новая информация, нуждается в объяснении. И в зависимости от ее содержания (рема может быть именная, качественная, акциональная) строится объяснительный текст.
Логико-структурная модель объяснения состоит из двух компонентов: ключевой и комментирующей части, тезиса и аргументов. Адресант облегчает восприятие сложного для адресата содержания, используя специальные приемы комментирования, например: смысловую связь, построенную на основе последовательности (поэтому используются средства связи с причинно-следственным значением, слова со значением обусловленности); конкретизацию изложения; перифразы; приемы образной аналогии; иллюстрации; вопросно-ответные конструкции и пр.
Обычно изучение объяснения как типа текста строится на анализе причинно-следственных отношений или анализе типичных языковых конструкций с каузальными и перформативными лексемами. На наш взгляд, чтобы представить возможные модели объяснительных текстов, необходимо выяснить, как складывается поступательное движение информации в процессе порождения текстов такого типа, взяв за основу категории актуального членения. В большинстве случаев именно рема, как новая информация, нуждается в объяснении. И в зависимости от ее содержания (рема может быть именная, качественная, акциональная) строится объяснительный текст.