XVII Международная конференция студентов-филологов

К вопросу о механизме возникновения прецедентности текста

Надежда Сергеевна Панарина
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный лингвистический университет

184
2014-04-10
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен теоретическому и экспериментальному обоснованию рассмотрения прецедентного текста как культурно значимой познавательной модели. Особое внимание уделяется моделированию механизма возникновения прецедентности текста в речевой деятельности индивида. Исследуется функционирование прецедентного текста при понимании художественного текста. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие положение о том, что прецедентность — это не свойство текста, а особая познавательная структура, которая активизируется и функционирует в речевой деятельности по типу функциональной системы.

Тезисы

Неоднозначное понимание сущности прецедентности текста обусловило необходимость моделирования механизма возникновения прецедентности в речевой деятельности. Такой механизм является функциональной системой, формирующейся при обнаружении в тексте смыслового компонента другого текста. Прецедентный текст как культурно значимая познавательная модель используется индивидом при интерпретации. Гипотетическая модель подтверждена данными эксперимента, в ходе которого выявлены частотность актуализации прецедентных текстов, значимость моделей для понимания смысла текста, а также эмоции, возникающие при восприятии текста. На 1 этапе эксперимента требовалось определить смысл текста и выделить значимые фрагменты. Испытуемые контрольной группы выделяли фрагменты текста, указывающие на культурные объекты. Таким образом стимулировалась актуализация культурно-значимых познавательных моделей у испытуемых этой группы. На 2 этапе следовало определить и обозначить эмоции, возникающие при восприятии. Эксперимент показал, что актуализация познавательных моделей не является обязательным следствием восприятия прецедентных фрагментов. Степень значимости фрагментов составляет в среднем 24%. Степень прецедентности фрагментов различна. Сравнительный анализ подтверждает, что прецедентность — это указание на познавательную модель, которая может быть представлена элементами разных текстов. При заданном способе интерпретации актуализация моделей более частотна. В контрольной группе показатели испытуемых стабильно в 1,5 — 4 раза выше. Но актуализация модели не обязательно предполагает включение модели в процесс смыслопорождения. Сложность декодирования не является причиной «нераспознавания» прецедентного фрагмента. А значит прецедентность — это не свойство текста, а особая познавательная структура, отражающая связь индивида с социально значимым вербальным или невербальным событием действительности. Эта связь устанавливается и активируется в речевой деятельности по типу функциональной системы.