Воспоминания о Боге и Дьяволе, Авеле и Каине в романе Жан Поля «Комета»
Алексей Георгиевич Аствацатуров
Докладчик
профессор
Институт иностранных языков
Институт иностранных языков
191
2014-03-14
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуются способы модернистской трансформации текстов Ветхого и Нового Заветов в романе Жан Поля «Комета£ (1822), которая представляет собой яркий пример модернистской религиозности. Последняя выглядит как наделение религиозных образов претекстов двойственностью, многозначностью, следствием которых становится кризис идентичности как символ эпохи. Роман «Комета», созданный в сложную и крайне противоречивую эпоху в истории Европы в форме сложной ролевой игры показывает человека перед проблемой напряженного поиска собственной идентичности и своего места в жизни.
Тезисы
1.В романе «Комета» (1822) Жан Поль (1763–1825) предпринял
модернистскую трансформацию сразу трех базисных для европейской культуры текстов,
которые постоянно присутствуют в исторической памяти человечества, актуализируются
в ней, расширяя код, необходимый для постижения содержания и форм развития литературы.
Это Ветхий Завет, Новый Завет и «Дон Кихот», что само по себе уже свидетельствует
о программном значении романа. Ретроспективно обращаясь к раннему творчеству писателя,
мы заметим, что последний роман Жан Поля воздействует на читателя как сумма идей,
продолжение их развития и их трансценденция одновременно.В романе исчезают главные
различия между истинными и ложными именами, между фантазией и опытом, что показывает
виртуозную модернистскую трансформацию указанных текстов, а не их просветительскую
коррекцию.
2. В «Комете» мы имеем дело с истолкованием двойственности, многозначности, противоречивости мировоззрения Жан Поля, а также противоречивостью его субъектных и трансцендентально философских концептов.
3. Комета – это эмблема двуликости бытия. Комета действует, с одной стороны, как звезда, возвещающая саму божественную истину, ее посланницу, с другой, – комета – небесное тело, которое на своем пути медленно сгорает и тем самым себя уничтожает. Выбор названия романа безошибочно демонстрирует модернистскую волю к двусмысленности и многозначности. Кометы маркируют эпохальные переломы и повороты, причем без какой-либо однозначности. Они возвещают благо и спасение, но также беду и несчастье. Для понимания мотива кометы у Жан Поля важно принять во внимание народное поверье, которое истолковывает комету как божественное, так и сатанинское явление.
4. История семьи Николауса Маркграфа, простого аптекаря, выглядит как повторение истории Святого Семейства. Семейная легенда делает Николауса сыном маркграфа, в которую верит также и его отец Элиас Энох, игоающий роль Иосифа Святого. Тем самым Николаус на основе религиозной памяти получает своего двойника, Иисуса Христа.
2. В «Комете» мы имеем дело с истолкованием двойственности, многозначности, противоречивости мировоззрения Жан Поля, а также противоречивостью его субъектных и трансцендентально философских концептов.
3. Комета – это эмблема двуликости бытия. Комета действует, с одной стороны, как звезда, возвещающая саму божественную истину, ее посланницу, с другой, – комета – небесное тело, которое на своем пути медленно сгорает и тем самым себя уничтожает. Выбор названия романа безошибочно демонстрирует модернистскую волю к двусмысленности и многозначности. Кометы маркируют эпохальные переломы и повороты, причем без какой-либо однозначности. Они возвещают благо и спасение, но также беду и несчастье. Для понимания мотива кометы у Жан Поля важно принять во внимание народное поверье, которое истолковывает комету как божественное, так и сатанинское явление.
4. История семьи Николауса Маркграфа, простого аптекаря, выглядит как повторение истории Святого Семейства. Семейная легенда делает Николауса сыном маркграфа, в которую верит также и его отец Элиас Энох, игоающий роль Иосифа Святого. Тем самым Николаус на основе религиозной памяти получает своего двойника, Иисуса Христа.