Роман Х. Стангерупа «Брат Якоб» (Дания, 1991) как пример авторской художественной интерпретации исторических фактов XVI в. в полемике с современностью
Анастасия Всеволодовна Ломагина
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191
2014-03-14
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен последнему роману исторической трилогии Х. Стангерупа «Брат Якоб» 1991 и рассматривает взаимоотношение между тем, как реконструируется в романе история Реформации в Европе, философией С. Киркегора и настоящим автора. 1990-ее гг. в Дании
являются временем жарких политических споров и дебатов, в которые были вовлечены представители культуры. В это
время к жанру литературной биографии
обращаются авторы, которые принадлежат к разным политическим группам и по-разному трактуют исторические
события, а судьба исторических
персоналий используется как аргумент в культурном споре.
Тезисы
Согласно П.Рикеру будущее исторического прошедшего не
равняется настоящему исследователя историка. Будущее прошедшего, есть совокупность ожиданий, мнений
современников исторических событий. В отличие от исторических исследований авторы
художественной прозы нарушают законы, по которым действуют историки. Особенно,
когда речь заходит о соотношении настоящего времени писателя с описываемой
прошедшей эпохой.
Х.Стангеруп (1937–1998) после многочисленных экзистенциальных
романов пишет историческую трилогию, в которой роман «Брат Якоб» является
заключительной частью. Во всех трех романах присутствует план будущего, где будущее прошедшей эпохи – это настоящее
автора. И в этом взаимоотношении возникает напряжение, возможность полемики и
объяснения проблем настоящего с помощью событий прошлого.
Брат Якоб Датский (ок.1484–1566) – фигура, поставленная в центр исторической
перспективы романа – автор хроник изгнания францисканского ордена во время
Реформации в Дании, брат короля Кристиана II, защитник прав мексиканских индейцев на равные церковные права с
белыми. Его стойкая приверженность
католической вере противостоит в романе мятущемуся Кристиану. В то же время
брат Якоб - «рыцарь веры», персонификация третьей
стадии жизненного пути по философии С.Киркегора.
Роман погружает читателя в эпоху Реформации в Европе, где
сценой событий, по мере перемещения протагониста, становятся Дания, Германия,
Франция, Испания и, наконец, Мексика. Эпоха религиозных войн XVI в. и фигура
последнего католического короля Дании Кристиана II часто притягивала интерес
писателей. Наиболее известен роман Й.В. Йенсена «Падение короля» (1901), в
котором автор, в частности, ищет в прошлом объяснение трагических для Дании
событий второй половины XIX в.
Х.Стангеруп – острый критик датского общества конца XX в, выступающий за
сближение с Европой, открытость общества, пытается найти в истории узловые
моменты, которые повлекли за собой превращение Дании в культурно обособленную, провинциальную страну.