«Дуть слова»: этнолингвистическая характеристика обрядового термина
Юлия Николаевна Ильина
Докладчик
доцент
Сыктывкарский государственный университет
Сыктывкарский государственный университет
171
2014-03-14
14:15 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен зафиксированному в лоемском диалекте терминологическому словосочетанию дуть слова в значении «воздействовать
на кого-л. (посредством слова) с целью причинения вреда или оказания помощи». Народный термин рассматривается как источник трансляции и, значит, выявления этнокультурной информации. Словосочетание
дуть слова воплощает в себе несколько
базовых для традиционного мировидения идей: реализует представление о слове как орудии, посредством которого можно что-л.
осуществить или чего-л. достичь; соотносясь с ветром, воплощает ряд релевантных для него народных признаков.
Тезисы
Проблема
метаязыка народной культуры активно разрабатывается фольклористами,
этнолингвистами, этномузыковедами. К
настоящему времени дано определение понятия народная терминология: к ней
относятся принадлежащие речи носителей традиции лексемы, которые называют семиотически значимые
реалии – ритуальные предметы, действующих лиц, действия, свойства, функции и т.п., обозначающие сами обряды или их части. Кроме
того, четко сформулирована и
проиллюстрирована на большом языковом материале мысль о ней как одном из важных
источников трансляции и, значит, выявления этнокультурной информации.
В лоемском диалекте зафиксировано терминологическое словосочетание дуть слова в значении «воздействовать на кого-л. (посредством слова) с целью причинения вреда или оказания помощи». Рассматриваемый народный термин воплощает в себе несколько базовых для традиционного мировидения идей.
В первую очередь актуализируется общее представление о голосе человека как особом объекте в ряду звуковых знаков традиционной культуры. Компонент слово в народном термине, называющем ситуацию, когда происходит ритуализация речевой деятельности человека, выражает известную идею: в качестве инструмента воздействия на мир, его магического преобразования функционирует именно процесс говорения-деяния и его результат слово-дело.
Глагол дуть включает его в другой ряд обоюдосвязанных представлений. Значение «выпускать изо рта направленную струю воздуха», с одной стороны, описывает сам механизм речепроизводства. Однако ситуация произнесения слов данное анатомическое значение «осложняет» смыслами иного порядка. С другой стороны, смежным с глаголом дуть в языке и традиции оказывается ветер. Ветер принадлежит, согласно языковым данным, сфере чужого, опасного, противоположного своему, домашнему. Вторая важная характеристика ветра в народном сознании – его незримая природа, которая оказывается соотнесенной с такими приписываемыми ветру качествами, как анонимность, что воплощает идею сокрытия производителя действия.
В лоемском диалекте зафиксировано терминологическое словосочетание дуть слова в значении «воздействовать на кого-л. (посредством слова) с целью причинения вреда или оказания помощи». Рассматриваемый народный термин воплощает в себе несколько базовых для традиционного мировидения идей.
В первую очередь актуализируется общее представление о голосе человека как особом объекте в ряду звуковых знаков традиционной культуры. Компонент слово в народном термине, называющем ситуацию, когда происходит ритуализация речевой деятельности человека, выражает известную идею: в качестве инструмента воздействия на мир, его магического преобразования функционирует именно процесс говорения-деяния и его результат слово-дело.
Глагол дуть включает его в другой ряд обоюдосвязанных представлений. Значение «выпускать изо рта направленную струю воздуха», с одной стороны, описывает сам механизм речепроизводства. Однако ситуация произнесения слов данное анатомическое значение «осложняет» смыслами иного порядка. С другой стороны, смежным с глаголом дуть в языке и традиции оказывается ветер. Ветер принадлежит, согласно языковым данным, сфере чужого, опасного, противоположного своему, домашнему. Вторая важная характеристика ветра в народном сознании – его незримая природа, которая оказывается соотнесенной с такими приписываемыми ветру качествами, как анонимность, что воплощает идею сокрытия производителя действия.