Эмиграция как сюжет в русской литературе на рубеже XX–XXI вв. (З. Зиник и К. Кобрин)
Инна Николаевна Минеева
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
15-п
2014-03-14
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен проблеме
развития «эмигрантского комплекса» русской литературы на рубеже столетий –
переосмысление понятия эмиграция, экзистенциального статуса, самоидентификации
и миссии писателя, уехавшего из страны (показательны эволюция З. Зиника от
«хранителя и продолжателя русской культуры» к «переводчику между Россией и
Западом» и пример К. Кобрина как «диагноста» Европы конца нулевых). Судьба
писателя становится эмигрантским сюжетом. Появляются новые типы героев и
художественные стратегии. Изменился характер бытования эмигрантского текста,
его отношения с нелитературными дискурсами.
Тезисы
Несмотря на внешние социально-политические факторы (падение
«железного» занавеса, отсутствие жесткой цензуры), сегодня наблюдается мощный
процесс активизации и развития «эмигрантского комплекса» русской литературы. Наблюдается
процесс переосмысления понятий эмиграция, интеллектуальная / литературная
эмиграция (от эмиграции как игры со смертью, «добровольного самоубийства»,
«двойной географии», свободы, «другого языка и речи» к эмиграции как
творческому акту), миграция, экзистенциального статуса, самоидентификации
(писатель эмигрант – экспатриант – турист – номад) и миссии писателя, уехавшего
из страны (показательны эволюция З. Зиника от «хранителя и продолжателя русской
культуры» к «переводчику между Россией и Западом» и пример К. Кобрина как
«диагноста» Европы конца нулевых). Судьба писателя становится эмигрантским
сюжетом. Появляются новые интерпретации «классических» тем, типы героев и
художественные стратегии. Эстетические границы современной литературы русского
зарубежья открыты. По сравнению с представителями первой, второй и третьей волн
русской эмиграции современные писатели не противопоставляют себя своим
предшественникам. Напротив, между волнами (З. Зиник – К. Кобрин) прослеживается
творческая преемственность. Сохраняя и развивая реалистические, авангардные,
постмодернистские традиции, писатели находятся в поиске новых форм
самовыражения. Изменился характер бытования эмигрантского текста, его отношения
с нелитературными дискурсами (историей, философией, антропологией, политикой).
Концепция эмиграции существует вне зависимости от
политической системы в России и за ее пределами. Она определяется не столько
политическими, сколько иными, философскими, экзистенциальными факторами и
мотивами. В этом смысле русская литература в эмиграции еще только начинается.