XLIII Международная филологическая научная конференция

Эволюция раннего творчества Н. С. Лескова: дебютный рассказ «Погасшее дело» и его вторая редакция

Marta Łukaszewicz
Докладчик
младший научный сотрудник
Варшавский университет, Институт русистики

188
2014-03-14
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе сопоставляются две редакции одного из ранних произведений Н. С. Лескова – рассказа «Погасшее дело», затем, при публикации в составе сборника, получившего название «Засуха». Сравнительный анализ текстов позволяет не только увидеть развитие художественного дарования писателя, но и отметить рост интереса к актуальным социальным проблемам, таким как положение духовенства в обществе. Своим произведением Лесков принимает участие в журнальной полемике 1860-х гг. на тему положения духовенства в обществе. Затронутые в рассказе вопросы найдут затем свое продолжение в хронике «Соборяне».

Тезисы

Опубликованный в 1862 в газете «Век» рассказ «Погасшее дело» стал беллетристическим дебютом Николая Лескова, до того выступавшего в качестве журналиста, автора свыше 30 статей и заметок разнообразной общественной тематики. В 1869 г., после значительной переработки, писатель включил это произведение (под названием «Засуха») во второй том сборника «Рассказы Стебницкого (Н. С. Лескова)». Изменения коснулись композиции рассказа, были добавлены и изменены как реплики персонажей, так и целые эпизоды, написано новое окончание, проведена стилистическая правка. Результатом стало усиление значения фигуры священника и актуального, почти публицистического звучания произведения. На первый план выдвинулись проблемы положения сельского духовенства в обществе и возможностей его пастырского служения. Более выразительно обрисованы стали также отношения между представителями трех сословий – дворянства, духовенства и крестьянства, – которые в то же время изображаются в Засухе более критически, с использованием сатирических приемов. В докладе внимательно прослеживатеся направленность введенных изменений и характер переботки в целом. Особое внимание уделяется при этом способу изображения главного героя рассказа, сельского священника о. Илиодора, чей образ рассматривается как в контексте развернувшейся в периодике 1860-х гг. дискуссии на тему положения духовенства в обществе, так и на фоне художественных произведений того времени, посвященных жизни православных клириков.