Эволюция раннего творчества Н. С. Лескова: дебютный рассказ «Погасшее дело» и его вторая редакция
Marta Łukaszewicz
Докладчик
младший научный сотрудник
Варшавский университет, Институт русистики
Варшавский университет, Институт русистики
188
2014-03-14
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
В
докладе сопоставляются две редакции
одного из ранних произведений Н. С.
Лескова – рассказа «Погасшее
дело»,
затем, при публикации в составе сборника,
получившего название «Засуха».
Сравнительный анализ текстов позволяет
не только увидеть развитие художественного
дарования писателя, но и отметить рост
интереса к актуальным социальным
проблемам, таким как положение духовенства
в обществе. Своим произведением Лесков
принимает участие в журнальной полемике
1860-х гг. на тему положения духовенства
в обществе. Затронутые в рассказе вопросы
найдут затем свое продолжение в хронике «Соборяне».
Тезисы
Опубликованный в 1862 в газете «Век»
рассказ «Погасшее дело» стал
беллетристическим дебютом Николая
Лескова, до того выступавшего в качестве
журналиста, автора свыше 30 статей и
заметок разнообразной общественной
тематики. В 1869 г., после значительной
переработки, писатель включил это
произведение (под названием «Засуха»)
во второй том сборника «Рассказы
Стебницкого (Н. С. Лескова)». Изменения
коснулись композиции рассказа, были
добавлены и изменены как реплики
персонажей, так и целые эпизоды, написано
новое окончание, проведена стилистическая
правка. Результатом
стало усиление значения фигуры священника
и актуального, почти публицистического
звучания произведения. На первый план
выдвинулись проблемы положения сельского
духовенства в обществе и возможностей
его пастырского служения. Более
выразительно обрисованы стали также
отношения между представителями трех
сословий – дворянства, духовенства и
крестьянства, – которые в то же время
изображаются в Засухе
более критически, с использованием
сатирических приемов.
В
докладе внимательно прослеживатеся
направленность введенных изменений и
характер переботки в целом. Особое
внимание уделяется при этом способу
изображения главного героя рассказа,
сельского священника о. Илиодора, чей
образ рассматривается как в контексте
развернувшейся в периодике 1860-х гг.
дискуссии на тему положения духовенства
в обществе, так и на фоне художественных
произведений того времени, посвященных
жизни православных клириков.