Литература как память: между индивидуальными усилиями и социальной леностью (еще раз о феномене массовой литературы) Collaborative Inhibition Vs. Personal Accountability: On Mass Literature. Take 3
Валерий Германович Тимофеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-11
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Существует ряд гипотез, объясняющих,
почему объекты массового восхищения постоянно обновляются, редко оставляя о
себе следы в истории литературы. В
предлагаемом докладе предпринимается
попытка проверить выдвинутые гипотезы применением категорий описывающих
закономерности и механизмы памяти, заимствованными в современных социологии и
психологии. Литературным материалом служат англоязычные бестселлеры XX–XXI
веков.
Тезисы
Своих
самых любимых авторов читатели забывают, как правило, еще при их жизни. В
Великобритании на рубеже XIX и XX веков с Томасом Холом Кейном (Thomas Hall
Caine) соперничать по популярности не мог никто. В 1904 году Журнал "Панк" назвал Кейна "национальной болезнью". В следующее десятилетие
Великобритания превозносила уже Мери Корелли (Marie Corelli). Их забыли к 30-ым
годам, когда появились новые кумиры, впрочем тоже обреченные на забвение.
Сегодня из сотен имен авторов, входивших в списки бестселлеров 1900–2000
годов, история оставила не более 2–3%, то есть в размерах статистической погрешности. При этом списки
последних трех десятилетий постоянно обновляются: каждый новый автор занимает
место двух, а то и трех старых. Можно выделить три основные гипотезы описывающие и объясняющие,
каждая по-своему и, соответственно, каждая лишь частично, то почему, объекты массового восхищения постоянно обновляются, редко оставляя о себе следы в истории
литературы.
- Массовая литература отличается прежде всего острой актуальностью. При этом под актуальностью понимается комплекс эстетических и тематических характеристик, осознаваемых активным поколение читателей как остро современные. Эти характеристики должны легко поддаваться описанию в категориях «раньше такого не было».
- Вторая гипотеза вытекает из первой: чем активнее и радикальнее происходит ломка нормативно-ценностной системы, тем глубже забвение кумиров прошлого.
- Третья гипотеза: на то, чтобы пережить популярность у одного поколения и не исчезнуть, могут лишь те книги, которые читались как дедов так и внуков. Это наблюдение частично объясняется тем, что актуальные различия, особенно остро ощущаются лишь соседними, конкурирующими поколениями (отцы и дети), и к третьему поколению нивелируются.