XLIII Международная филологическая научная конференция

Комические формы насилия в “Веселых ребятах” Г. Александрова

Нонна Петровна Беневоленская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2014-03-12
15:00 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются средства создания образа нового человека-творца, в котором насилие присутствует как отрефлектированная в дотекстовом пространстве константа, проявляющаяся  в зависимости от социального пространства в формах грубой «пастушеской» или «пролетарской эстетики». Разнообразные формы насилия изначально имеют комические, фарсовые формы, демонстрируя «неструктурированную цельность» характера каждого из героев.

Тезисы

Нестыковки и некоторая искусственность сюжета джаз-комедии Г. Александрова «Веселые ребята» (1934) были отмечены сразу по выходу фильма. Однако  событийный ряд картины поддерживается незаметным на первый взгляд внутренним субстанциональным стержнем: статика и этос подвергаются веселому насилию со стороны динамики и аффективных форм поведения. Важнейшие сцены сопровождаются бодрыми, жизнеутверждающими ритмами, особую роль играют трюки, гэги, мимика, жесты, голосовые модуляции и другие средства, создающие «социальный хребет» развлекательного фильма. Пролетарская эстетика поддерживается металлическими модуляциями, связывающими джаз-бэнд и культуру общественного гегемона. В итоге фарсовая мистериальность приводит героев к победе: джаз-ансамбль покоряет Большой театр, т.е. подчиняет себе академическую публику, а Костя и Анюта составляют счастливую пару.