Пространство культурной, мифологической,поэтической памяти на примере Canto IV Эзры Паунда
Александра Сергеевна Цибуля
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен структуре мифа в Cantos Эзры Паунда на примере Canto IV. Эзра Паунд –
американский поэт-модернист, создавший такие течения как имажизм и вортицизм,
развивавший идеограмматический метод письма. Cantos – крупнейшее эпическое
произведение поэта. В докладе рассматриваются различные слои мифа: античный
пласт, поэзия трубадуров, алхимические образы, – рассказывается о множестве
реминисценций, приеме «медитации» на руинах прошлого, пространстве культурной,
мифологической, поэтической памяти.
Тезисы
Паунд в
Canto IV включает множество мифов, большинство из которых связано с темой
каннибализма. Поэт вступает в диалог с Овидием и другими античными авторами,
трубадурами, Суинберном, Россетти, Элиотом и др. Паунд использует сложную схему
сцепления-переплетения и врастания одного мифа в другой. Перед нами –
всеведущий теоморфный нарратор, который является частью не только истории, в ее
мифологическом и поэтическом понимании, но и современности. Вспомним одну
важную строку из Паунда: «Только древняя мудрость / может утешить в невзгодах
людских». Элиот Уайнбергер в книге «Бумажные тигры» пишет: «Для Конфуция
предок – божественен, а прошлое представляет собой земной порядок (отражение
космического порядка), который больше никогда не был достигнут, но мог бы быть.
Прошлое – это присутствующее отсутствие, объект желания. Более того, это объект
желания, который проявляется в предметах, остатках былого, реликвиях. Китайская
поэзия, и ранняя и поздняя, наполнена медитациями на руинах». Так, и поэзия
Паунда представляет собой подобную медитацию, сплетения и сгустки воспоминаний.
Разрозненные строки цитат – не что иное как руины погибших культур и
цивилизаций. Здесь мы возвращаемся к пониманию Паундом «традиции», которая суть
«повторное открытие, новое прочтение, пере-из-обретение западной и восточной
литератур. Идея состояла в том, что «классику» должен читать каждый
интеллигентный человек, а чтобы быть интеллигентным человеком – необходимо
читать классику» . Так, поэзия становится местом покинутости, местом
отсутствия, обозначающимся частоколом реминисценций, которые для большинства
читателей уже потеряли свои подлинные изначальные коннотации и стали чистой
энигматикой. Пространство Паунда – обиталище божества, его идеальный читатель –
знаток священных и классических текстов, цель высказывания – воскресение,
поднятие затонувших кораблей со дна. Становятся ли руины храмом? Или дробятся
еще более посредством интертекстуальности?