Коммуникативные стратегии «Сна Обломова»
Екатерина Ильинична Ляпушкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-12
13:25 -
13:45
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются коммуникативные стратегии «Сна
Обломова», обеспечивающие рецепцию данного художественного текста.
Тезисы
IX
глава первой части романа Гончарова «Обломов» занимает существенное место в
ряду литературных сновидений XIX века. Специфическая «cновидческая» идеология, проявленная прежде всего в сюжетном
построении текста, рассматривается как одна из текстовых стратегий,
адресованных читателю. Литературный прием, положенный в основу «Сна...»,
оказывается в данном случае осложнен многоуровневой субъектной организацией
повествования. В своей интерпретационной деятельности читатель ставится перед
необходимостью учитывать как «правду» героя, так и позицию повествователя,
которая в свою очередь предстает как целый набор возможных подходов к
осмыслению описываемого мира.
В тексте создается иллюзия свободного перемещения сознания
от одной точки зрения к другой, от одной системы ценностей, критериев,
мировоззрения, к другой, от рационального анализа к образно-поэтическому
описанию, в зависимости от того, внутреннюю или внешнюю позицию в данный момент
занимает читатель. Кажущаяся произвольность такого рода переходов, немотивированность
как принцип рефлексии имитируют состояние сознания, характерное для реального
сна, и обеспечивают тексту «Сна Обломова» черты «сновидческого» дискурса. Но впечатление
свободы и немотивированности движения рефлексирующего сознания есть результат
жесткой выстроенности текста, который, в силу четкости собственного замысла,
оказывается способен создать необходимый, т.е. задуманный самим текстом,
эффект.
В результате читатель сталкивается с образом мира, который
включает в себя самые разные концепции этого мира. В «Сне Обломова» детство
героя предстает одновременно дискредитированным и возвышенным, опоэтизированным
и разъятым жесткой рационально-аналитической мыслью; имеет и логическое, и
мифическое измерение.
Множественность смыслов, однако, не означает их
произвольности. Текст предлагает целый набор интерпретаций – но этот набор
вполне определенен и четко задан партией повествователя.