47th International Philological Research Conference

Диалог двух мастеров. Превращение поэмы «Мёд» Тонино Гуэрры в драматический спектакль Ю. Любимова

Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв

201
2018-03-27
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Ю.П. Любимов; Тонино Гуэрра; «Мёд»

Тезисы

Спектакль «Мёд» был поставлен в Театре на Таганке в 2010 г. к девяностолетию Т. Гуэрры. Ю.П. Любимов был его режиссером, постановщиком и сценографом. Он же преобразовал сложный, многоплановый поэтический текст в драматическое произведение. Поэму «Мёд», написанную в 1981 г, Гуэрра считал своим центральным произведением. История, рассказанная в тридцати восьми песнях и послесловии — автобиографична. Она повествует о попытке лирического героя скрыться от страхов современного городского жителя в деревенском мире детства и юности, где он был счастлив. Возвращение дает лишь недолгое умиротворение от близости к природе, от встречи с братом и нахлынувшими воспоминаниями, от простого крестьянского быта и труда, веками поддерживавших жизнь патриархального мира. Этот мир обречен на исчезновение, итальянская деревня теряет своих обитателей. Умирают и главный герой, и его брат. Поэма насыщена культурными, историческими, литературными аллюзиями. Линейное повествование усложнено экскурсами в прошлое, переплетениями судеб персонажей. Говоря о постановке «Мёда», Любимов подчеркивал:«форма спектакля очень сложная — никто же не знает, как играть поэму в театре». Ему было важно передать силу и свет, которые несет личность Гуэрры, сохранить национальный колорит и дух поэмы. Анализ текста инсценировки и архивных видеоматериалов показывают, что текст поэмы был сокращен в целом и в отдельных песнях, некоторые песни поменяли свою последовательность. Структурирование дало возможность сразу познакомить зрителя со всеми героями и их судьбами, выделить религиозный пласт поэмы. В центре драматического повествования оказались моления и обращения человека к Богу. Но спектакль стал и продолжением того критического осмысления истории России, которое Любимов предлагал зрителю каждой своей постановкой. «Мёд» превратился в своеобразный диалог двух великих мастеров о трагических катаклизмах в судьбах поколений обеих стран, переживших распад традиционных укладов жизни, диктатуры и войны ХХ в.