47th International Philological Research Conference

Модели взаимодействия реплик и ремарок сценария для создания аудио- и видеоряда кинотекста

Олеся Александровна Пантелеенко
Speaker
старший преподаватель
Беларусский государственный университет

191
2018-03-24
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

 кинотекст, межсемиотический перевод, денотативность, коннотативность, поликодовость

Summary

С момента создания братьями Люмьер «движущейся картинки» киноиндустрия оказывала и продолжает оказывать на общество мощное влияние. В связи с этим закономерен интерес ученых, в частности, лингвистов к фильму как сравнительно молодому типу текста, изучение которого может способствовать постижению языковой реальности. Исследуемый сценарий является инструментом актуализации кинотекста, который в свою очередь рождает образный и эмоциональный отклик реципиентов. Образы, живущие в нашем сознании в «одежде слов», подвергаются своеобразной расшифровке в сценарии. Таким образом, сценарий является неким знаконосителем, который замещает систему образов и чувств, при дескрипции вербальных и невербальных кодов фильма. Изучение способов описания аудио- и видеоряда в сценарии и рассмотрение на их основе моделей взаимодействия реплик и ремарок позволяет раскрыть особенности сценария как промежуточного текста, который обеспечивает межсемиотический перевод монокодового вербального текста в поликодовый вербально-невербальный. Для достижения поставленных задач в ходе исследования выявлены основные способы дескрипции аудио- и видеоряда фильма в сценарии. Один из них формируется при участии реплик и ремарок и подразделяется на визуально-речевой и авизуальной-речевой. Другой образуется ремарками и подразделяется на визуально-звуковой неречевой, нулевой, авизуально-звуковой неречевой, визуальный. Выделенные способы могут функционировать самостоятельно или в различных комбинациях друг с другом. Также в работе предлагается классификация моделей взаимодействия структурных единиц сценария, разработанная на основе теории  денотативности и коннотативности французского исследователя Р. Барта.