47th International Philological Research Conference

Приемы выбора языковых средств в повествовательных и риторических произведениях Кирилла Туровского

Галина Серафимовна Баранкова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

204
2018-03-22
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Кирилл Туровский, повествовательные  произведения, торжественное красноречие, языковые средства, амплификация, сюжет, композиция, авторский стиль

Тезисы

В докладе рассматриваются принципы отбора языковых средств, используемых Кириллом Туровским в произведениях разных жанров – повествовательной прозе и торжественных Словах. Материалом исследования являются три нарративных произведения Кирилла – «Притча о душе и теле» (Притча), «Повесть о беспечном царе и его мудром советнике» (Повесть), «Сказание о черноризском чине» (Сказание) и восемь бесспорно принадлежащих ему Слов. Необходимость комплексного анализа разножанровых произведений связана, во-первых, с тем, что нарративные произведения Кирилла остаются лингвистически менее изученными по сравнению с риторическими. Во-вторых, именно такой сравнительный подход может дать полное представление об особенностях авторского стиля этого писателя и помочь при атрибуции приписываемых ему сочинений, которых насчитывается более 70.  Специфика нарративных сочинений Кирилла заключается в том, что в них повествование сочетается с мощным риторическим началом. В связи с этим Кирилл широко использует в них образные средства: обилие синонимов, эпитетов, антонимов. Особенно выделяется в этом отношении Повесть, в которой Кирилл широко применяет прием амплификаци, постоянно используемый им и в торжественных Словах. Композиционно Слова Кирилла имеют более четкую структуру, чем повествовательные произведения, что связано с многочисленными толкованиями, вставляемыми им в текст Притчи и Повести. Обилие толкований приводит к тому, что изложение сюжета в них нередко прерывается, в связи с чем автор связывает свой текст многочисленными скрепами - вводными замечаниями, авторскими обращениями к читателям в 1 л. ед. ч., в которых он сетует на свою «грубость». Тем самым авторское начало в них проявляется более ярко, чем в Словах, в которых автор включает себя в число своих слушателей, и его постоянное присутствие достигается путем употребления глаголов в 1 л. мн. ч. Драматизм произведениям придает наличие диалогов и монологов. Для всех сочинений Кирилла характерно обилие библейских цитат.