47th International Philological Research Conference

Технологии формирования основ поликультурной концептуальной картины мира студентов

Наталья Александровна Сухова
Speaker
доцент
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации

417
2018-03-26
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Технологии, диапазон поликультурных концептов, ассоциативные нормы, семантические группы, 

Summary

Технология  использования ассоциативных  норм. Сначала изучается все ассоциативное поле. Затем выявляются реакции, встречающиеся в ассоциативном эксперименте более двух раз. Потом посредством работы со словарями выявляется ядро концепта, анализируются единичные реакции, прилагательные и междометия, осуществляется поиск исследуемого концепта в аутентичном или в прецедентном тексте. В конце изучаемый концепт, поликультурный диапазон концептов используются в речи в ситуациях межкультурной коммуникации в каждой технологии.
Технология выявления диапазона поликультурных концептов. Во-первых, изучается концепт в разных культурах, представленный в виде ассоциативных полей. Затем выявляются универсально-культурные и этнокультурные концепты, которые анализируются по алгоритму: а) выявление особенностей этнокультурных концептов, их связь с художественной, исторической, экономической, ценностной, правовой, профессиональной, чувственно-пространственной, временной, биолого-зоологической картинами мира; б) анализ написания концепта. Потом выявляются и анализируются индивидуально-культурные концепты, прилагательные и междометия. В заключение анализируется диапазон поликультурных концептов в прецедентных текстах.                
Технология работы с семантическими группами. Изначально выявляются общие признаки семантической группы и определяется ее название. Затем формируется семантическая группа и подбирается обобщающее понятие, слова выстраиваются по алфавиту и частотности употребления. Потом составляются семантические группы к каждому  аналогичному концепту в разных лингвокультурах, выписываются все семантические группы к диапазону поликультурных концептов на трех, четырех языках, выявляются повторяющиеся семантические группы, анализируются и подсчитываются. В заключение выявляются отличающиеся семантические группы в диапазоне поликультурных концептов. Все технологии успешно апробированы в экспериментально-опытном обучении.