XLVII Международная филологическая научная конференция

Страдания немолодого кинока: нарративные опыты Вертова-сценариста

Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2018-03-23
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

нарратив; киносценарий; автор; Вертов; фильм

Тезисы

Дзига Вертов, в 1920 годы заявлявший о ненужности киносценария для киноков, с середины 30-х и до конца жизни был вынужден не столько снимать фильмы, сколько писать заявки и сценарии. Большая часть из них так и осталась нереализованной, но эти «тексты для кино»  представляют интерес в качестве нарративных опытов Вертова-сценариста. В игровой «Сказке о великане» (1940 г.), написанной в соавторстве с М. Ильиным и Е. Сегал, создается космогонический киномиф в духе Вертова-кинока («Шестая часть», «Симфония Донбаса», «Человек с киноаппаратом»). Своеобразные фигуры эпической и миметической наррации в сочетании с визуальными и музыкальными средствами выразительности формируют пафосную экранную историю о новой формации созидателей с олицетворяющим ее Сталиным. Это настоящий Дзига Вертов, хоть и «детфильмовский». В «Маленькой Ане» (1944) Вертов создает вполне соцреалистический биографический кинонарратив о юной героине войны. Сравнение двух вариантов сценария  показывает, что автор сконцентрировался на поисках наиболее адекватной структуры нарратива: его формы, стратегий и тактик повествования,  возможностей управления нарративной ситуации автором. Это продуктивный опыт, из которого впоследствии выросла  «Катюша» В. Лисаковича, но страдания измотанного борьбой кинока очевидны. Он капитулировал.