Смех и комическое в русской литературе
Дмитрий Кириллович Баранов
Руководитель
st103255@student.spbu.ru
Руководитель
st103255@spbu.ru
Руководитель
Рашид Низар Назир Алькайси
Руководитель
На заседаниях секции рассматривается широкий спектр
проблем, связанных с комическим, смехом и смеховой культурой во всех периодах
истории русской литературы — начиная от фольклорных мотивов и героев (например,
Царевна Несмеяна и Иван-дурак) и древнерусского смеха (письма Ивана Грозного,
«Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) до
трагико-юмористического стиля Довлатова и иронично-саркастического тона
повествования Пелевина. Смех в тексте интерпретируется в широком плане,
охватывая не только литературные произведения, но и театральные постановки,
кинематографические произведения, а также литературно-социальные явления и
группы (например, «Демократическая сатира» XVII века, литературные объединения, такие как Чинари, и
московские концептуалисты). Смеховая культура изучается в контексте как и
отдельных произведений, так и в рамках более широких культурных процессов,
отражающих комическое отношение к важнейшим явлениям жизни той или иной эпохи.
В рамках секции могут обсуждаться следующие
проявления смеха в тексте: во-первых, смех может служить инструментом
коммуникации между текстом и читателем, создавая условия для формирования
смысловых значений. Во-вторых, смех может быть воспроизведен в самом тексте,
как, например, образ смеющегося народа в «Борисе Годунове» Пушкина. В-третьих,
смех может проявляться через жанровые трансформации, такие как бунт или
пародия, направленные на разрушение устаревших стилей, форм письма, тем и
мотивов. М. М. Бахтин, например, описывает такой смех как редуцированную форму
карнавального смеха, отражающую ощущение свободы, характерное для участников
средневекового карнавала. Приглашаются доклады, тематика которых
охватывает разнообразные формы и аспекты
смеха (или комического) в русской культуре и литературе.