XXVIII Open Conference for Philology Students

Смех и комическое в русской литературе

Дмитрий Кириллович Баранов
Руководитель
st103255@student.spbu.ru
Руководитель
st103255@spbu.ru
Руководитель
Рашид Низар Назир Алькайси
Руководитель
На заседаниях секции рассматривается широкий спектр проблем, связанных с комическим, смехом и смеховой культурой во всех периодах истории русской литературы — начиная от фольклорных мотивов и героев (например, Царевна Несмеяна и Иван-дурак) и древнерусского смеха (письма Ивана Грозного, «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.) до трагико-юмористического стиля Довлатова и иронично-саркастического тона повествования Пелевина. Смех в тексте интерпретируется в широком плане, охватывая не только литературные произведения, но и театральные постановки, кинематографические произведения, а также литературно-социальные явления и группы (например, «Демократическая сатира» XVII века, литературные объединения, такие как Чинари, и московские концептуалисты). Смеховая культура изучается в контексте как и отдельных произведений, так и в рамках более широких культурных процессов, отражающих комическое отношение к важнейшим явлениям жизни той или иной эпохи. В рамках секции могут обсуждаться следующие проявления смеха в тексте: во-первых, смех может служить инструментом коммуникации между текстом и читателем, создавая условия для формирования смысловых значений. Во-вторых, смех может быть воспроизведен в самом тексте, как, например, образ смеющегося народа в «Борисе Годунове» Пушкина. В-третьих, смех может проявляться через жанровые трансформации, такие как бунт или пародия, направленные на разрушение устаревших стилей, форм письма, тем и мотивов. М. М. Бахтин, например, описывает такой смех как редуцированную форму карнавального смеха, отражающую ощущение свободы, характерное для участников средневекового карнавала. Приглашаются доклады, тематика которых охватывает  разнообразные формы и аспекты смеха (или комического) в русской культуре и литературе.