Чужое слово в сознании главного героя повести «Дуэль» А. П. Чехова
Екатерина Александровна Борина
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются причины возникновения чужого слова в сознании Лаевского, главного героя повести «Дуэль» А. П. Чехова. Анализируется, каким образом следование литературной модели влияет на мировоззрение героя и восприятие его окружающими.
Тезисы
Ключевые слова: литературная модель; чужое слово; пародия; сознание; литературная традиция
Нередко в рассказах, повестях и пьесах А. П. Чехов различными способами вступает в диалог со своими предшественниками, будь то пародия, стилизация или развернутая реминисценция. Такая форма взаимодействия может быть также выражена в качестве способа самосознания героев, при котором они ориентируются на художественное произведение, выстраивая события их жизни. Повесть Чехова содержит ситуацию, при которой герой самостоятельно соотносит себя с персонажами различных произведений, подражает им определенным образом, надевает литературную маску.
Научная новизна состоит в отсутствии комплексного исследования данной темы в повести «Дуэль». Целью нашей работы стало изучение мотивировок, способов проникновения литературных моделей в сознание героя Чехова и последующее влияние их на характер, поведение героя и построение его дальнейшей истории в сюжетных рамках. Материалом исследования стала повесть «Дуэль» Чехова. Основными методами исследования стали методы медленного чтения и рецептивной эстетики. Влияние произведения на читателя напрямую связано с читательскими ожиданиями, с их «“предпониманием” жанра, формы и тематики произведения на фоне предшествующей литературной традиции» [Зинченко и др., 2011]. Опорными работами для нашего исследования стала монография Н. В. Капустина «“Чужое слово” в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации», сосредоточенная на изучении включения разнообразных жанровых моделей русской литературы в произведения Чехова. Исследователь выявляет, каким образом эти жанры входят в поле зрения Чехова и трансформируются в его творчестве в соответствии с основными принципами его поэтики. Некоторые положения работы были сформулированы на основе монографий А. П. Чудакова «Поэтика Чехова», «Мир Чехова: Возникновение и утверждение», в которых рассматривается эволюция повествования у Чехова. Чудаков соотносит эту систему со степенью включенности персонажа в изображаемые события.
Результаты исследования приводят к выводу о том, что в повести «Дуэль» создается тип героя, выстраивающего свою жизнь в соответствии с литературной моделью. Подражание образцам оказывается невозможным в реальности. Сталкиваясь с разрушением привычных жизненных установок, Лаевский разочаровывается, «погибает», но на этом его жизнь не обрывается. Он оказывается способным к перерождению, внутреннему изменению. Важным в этом процессе становится умение оценить свои поступки со стороны, оглянуться и переосмыслить жизнь, найти в себе силы и желание начать все заново, переменить привычные черты поведения. Лаевский в финале повести кардинально отличается от Лаевского, которого мы видим в начале. Его голос становится кротким, сам он немногословен, жалок. Его прежние установки не выдерживают столкновения с правдой и честностью в лице фон Корена, однако сам Лаевский из этой дуэли выходит победителем.
Литература:
Нередко в рассказах, повестях и пьесах А. П. Чехов различными способами вступает в диалог со своими предшественниками, будь то пародия, стилизация или развернутая реминисценция. Такая форма взаимодействия может быть также выражена в качестве способа самосознания героев, при котором они ориентируются на художественное произведение, выстраивая события их жизни. Повесть Чехова содержит ситуацию, при которой герой самостоятельно соотносит себя с персонажами различных произведений, подражает им определенным образом, надевает литературную маску.
Научная новизна состоит в отсутствии комплексного исследования данной темы в повести «Дуэль». Целью нашей работы стало изучение мотивировок, способов проникновения литературных моделей в сознание героя Чехова и последующее влияние их на характер, поведение героя и построение его дальнейшей истории в сюжетных рамках. Материалом исследования стала повесть «Дуэль» Чехова. Основными методами исследования стали методы медленного чтения и рецептивной эстетики. Влияние произведения на читателя напрямую связано с читательскими ожиданиями, с их «“предпониманием” жанра, формы и тематики произведения на фоне предшествующей литературной традиции» [Зинченко и др., 2011]. Опорными работами для нашего исследования стала монография Н. В. Капустина «“Чужое слово” в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации», сосредоточенная на изучении включения разнообразных жанровых моделей русской литературы в произведения Чехова. Исследователь выявляет, каким образом эти жанры входят в поле зрения Чехова и трансформируются в его творчестве в соответствии с основными принципами его поэтики. Некоторые положения работы были сформулированы на основе монографий А. П. Чудакова «Поэтика Чехова», «Мир Чехова: Возникновение и утверждение», в которых рассматривается эволюция повествования у Чехова. Чудаков соотносит эту систему со степенью включенности персонажа в изображаемые события.
Результаты исследования приводят к выводу о том, что в повести «Дуэль» создается тип героя, выстраивающего свою жизнь в соответствии с литературной моделью. Подражание образцам оказывается невозможным в реальности. Сталкиваясь с разрушением привычных жизненных установок, Лаевский разочаровывается, «погибает», но на этом его жизнь не обрывается. Он оказывается способным к перерождению, внутреннему изменению. Важным в этом процессе становится умение оценить свои поступки со стороны, оглянуться и переосмыслить жизнь, найти в себе силы и желание начать все заново, переменить привычные черты поведения. Лаевский в финале повести кардинально отличается от Лаевского, которого мы видим в начале. Его голос становится кротким, сам он немногословен, жалок. Его прежние установки не выдерживают столкновения с правдой и честностью в лице фон Корена, однако сам Лаевский из этой дуэли выходит победителем.
Литература:
Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход. М., 2011.