Формирование образа Аристотеля в сочинении Евсевия Кесарийского Praeparatio Evangelica
Софья Витальевна Головатская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе предлагается интерпретация мест 15 книги
Praeparatio
Evangelica
Евсевия Кесарийского, посвященных характеристике Аристотеля и его положений о
блаженной жизни, провидении,
происхождении мира и бессмертии души (PE. 15, 3—9). Обращаясь к трактату платоника Аттика и немногочисленным комментариям к нему, Евсевий создает образ Аристотеля, идущего
путем, противоположным, с его точки зрения, пути истинному (PE. 15, 6). Мы стремимся показать, какими языковыми средствами и на основе какого материала выражается критическое отношение Евсевия к Аристотелю.
Тезисы
Ключевые слова: Евсевий Кесарийский; Praeparatio Evangelica; Аристотель
Среди греческих философов, используемых христианскими апологетами, первое место безраздельно принадлежит Платону: именно его, вслед за Нумением, называют «Моисеем, говорящим по-аттически» и обильно цитируют для подтверждения истин о Едином Боге среди язычников. Традиция отношения к Аристотелю сложилась иначе: начиная со II в. н. э. среди христианских авторов встречается частая критика его положений о цели счастливой жизни, бессмертии души, Провидении, космогенезе. Несмотря на то, что тексты апологетов II—IV вв. изобилуют аристотелизмами, их знакомство с философом нередко сводится к косвенной или общефилософской традиции об Аристотеле [Carriker, 2003: 77]. Критическое отношение к Аристотелю обнаруживается и в «самой обширной по объему и замыслу двухчастной апологии ранней Церкви» [Lightfoot, 1885: 28], — Praeparatio и Demonstratio Evangelica Евсевия Кесарийского. Особый интерес для изучения отношений христианских апологетов к греческим философам представляет первая часть, служащая введением — «Приготовление к Евангелию».
Цель данного исследования — выявить образ Аристотеля, создаваемый Евсевием Кесарийским при помощи лексических средств и цитат платоника 2 в. н. э. Аттика, а также проанализировать материал, на основе которого конструируется образ философа. Основным материалом исследования является заключительная 15 книга «Приготовления».
Лексическая характеристика Аристотеля сводится к четырем кратким высказываниям Евсевия, три из которых — комментарии на цитаты Аттика, «противника компромисса между Платном и Аристотелем» [Des Places: 1974, 18]. В первом высказывании Евсевий называет положения Аристотеля лексемой τῦφος ‘спесь’ и предлагает посмотреть на них «сверху вниз, как будто с театрального помоста» (ἄνωθεν ὡς ἀπὸ σκηνῆς κατοπτεῦσαι; PE 15,1). Во втором фрагменте Аристотель называется «идущим путем, противоположным» истинному (PE 15, 2—6). В отличие от Платона, который, согласно Евсевию, говорит τὰ συνῳδὰ, ‘согласное’ Моисею и пророкам, Аристотель движется по иному пути в отношении к истинному счастью, космогонии, Провидению и бессмертии души (15, 3—9). В третьем фрагменте (15, 5) Аристотель вновь противопоставляется «согласному» с пророческой традицией Платону в вопросе о Божественном провидении: согласно Евсевию, Аристотель ограничивает Божественное действие луной. Далее, в 6 главе, Евсевий вновь указывает, что Аристотель пошел в направлении, противоположном Моисею и Платону, используя то же выражение τὴν ἐναντίαν ὁδεύσας.
Мы полагаем, что отсутствие прямых цитат Аристотеля в корпусе Евсевия, а также использование односторонних источников — авторов-платоников антиаристотелевской тенденции — может говорить о том, что Евсевий не знаком с Аристотелем напрямую. Так как Евсевий полагается всецело на платоническую традицию, образ философа, который создается им в «Приготовлении», имеет односторонний характер: лишенный, в отличие от других философов, нейтральных и положительных эпитетов, Аристотель представлен в противопоставлении, с одной стороны, пророку Моисею, с другой стороны — Платону, который высказывается «согласно» с пророческой традицией.
Литература:
Carriker A. J. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden and Boston: Brill, 2003.
Des Places E. Eusèbe de Césarée. La Préparation Évangélique. Livres XIV—XV. Paris, 1987.
Lightfoot J. B. Eusebius of Caesarea // Dictionary of Christian Biography: Literature, Sects and Doctrines. Boston, 2014.
Среди греческих философов, используемых христианскими апологетами, первое место безраздельно принадлежит Платону: именно его, вслед за Нумением, называют «Моисеем, говорящим по-аттически» и обильно цитируют для подтверждения истин о Едином Боге среди язычников. Традиция отношения к Аристотелю сложилась иначе: начиная со II в. н. э. среди христианских авторов встречается частая критика его положений о цели счастливой жизни, бессмертии души, Провидении, космогенезе. Несмотря на то, что тексты апологетов II—IV вв. изобилуют аристотелизмами, их знакомство с философом нередко сводится к косвенной или общефилософской традиции об Аристотеле [Carriker, 2003: 77]. Критическое отношение к Аристотелю обнаруживается и в «самой обширной по объему и замыслу двухчастной апологии ранней Церкви» [Lightfoot, 1885: 28], — Praeparatio и Demonstratio Evangelica Евсевия Кесарийского. Особый интерес для изучения отношений христианских апологетов к греческим философам представляет первая часть, служащая введением — «Приготовление к Евангелию».
Цель данного исследования — выявить образ Аристотеля, создаваемый Евсевием Кесарийским при помощи лексических средств и цитат платоника 2 в. н. э. Аттика, а также проанализировать материал, на основе которого конструируется образ философа. Основным материалом исследования является заключительная 15 книга «Приготовления».
Лексическая характеристика Аристотеля сводится к четырем кратким высказываниям Евсевия, три из которых — комментарии на цитаты Аттика, «противника компромисса между Платном и Аристотелем» [Des Places: 1974, 18]. В первом высказывании Евсевий называет положения Аристотеля лексемой τῦφος ‘спесь’ и предлагает посмотреть на них «сверху вниз, как будто с театрального помоста» (ἄνωθεν ὡς ἀπὸ σκηνῆς κατοπτεῦσαι; PE 15,1). Во втором фрагменте Аристотель называется «идущим путем, противоположным» истинному (PE 15, 2—6). В отличие от Платона, который, согласно Евсевию, говорит τὰ συνῳδὰ, ‘согласное’ Моисею и пророкам, Аристотель движется по иному пути в отношении к истинному счастью, космогонии, Провидению и бессмертии души (15, 3—9). В третьем фрагменте (15, 5) Аристотель вновь противопоставляется «согласному» с пророческой традицией Платону в вопросе о Божественном провидении: согласно Евсевию, Аристотель ограничивает Божественное действие луной. Далее, в 6 главе, Евсевий вновь указывает, что Аристотель пошел в направлении, противоположном Моисею и Платону, используя то же выражение τὴν ἐναντίαν ὁδεύσας.
Мы полагаем, что отсутствие прямых цитат Аристотеля в корпусе Евсевия, а также использование односторонних источников — авторов-платоников антиаристотелевской тенденции — может говорить о том, что Евсевий не знаком с Аристотелем напрямую. Так как Евсевий полагается всецело на платоническую традицию, образ философа, который создается им в «Приготовлении», имеет односторонний характер: лишенный, в отличие от других философов, нейтральных и положительных эпитетов, Аристотель представлен в противопоставлении, с одной стороны, пророку Моисею, с другой стороны — Платону, который высказывается «согласно» с пророческой традицией.
Литература:
Carriker A. J. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden and Boston: Brill, 2003.
Des Places E. Eusèbe de Césarée. La Préparation Évangélique. Livres XIV—XV. Paris, 1987.
Lightfoot J. B. Eusebius of Caesarea // Dictionary of Christian Biography: Literature, Sects and Doctrines. Boston, 2014.