Проблема ремифологизации в рассказе В. А. Пьецуха «Прометейщина»
Иван Андреевич Корабельников
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрен рассказ Пьецуха «Прометейщина»; было обнаружено, что античные аллюзии в данном тексте — не только черта иронического реализма, но и полемика автора с советским мифом о Прометее.
Тезисы
Ключевые слова: ремифологизация; античные аллюзии; советский миф о Прометее; литературный стереотип
В. А. Пьецух — советский и российский писатель-прозаик, который «не вписывается ни в какие литературные партии или группы» [Ермолин, 2014]. Несмотря на то, что некоторые произведения Пьецуха уже становились объектом изучения, у его текстов до сих пор нет академического издания, а немногочисленные статьи о писателе либо повторяют друг друга, либо полны неточностей. Исследователи высказывают разные мнения насчет принадлежности Пьецуха к определенному литературному направлению: от «другой прозы» до трансавангарда.
Объектом исследования стал рассказ В. А. Пьецуха «Прометейщина», написанный в 1976 г. и впервые опубликованный в 1988 г. Данный текст относится к раннему периоду творчества автора и входит в его второй сборник рассказов — «Веселые времена». Текст еще не привлекал внимания исследователей и не был прокомментирован, хотя в 2018 г. был включен в школьную программу по литературе.
В. А. Пьецух — советский и российский писатель-прозаик, который «не вписывается ни в какие литературные партии или группы» [Ермолин, 2014]. Несмотря на то, что некоторые произведения Пьецуха уже становились объектом изучения, у его текстов до сих пор нет академического издания, а немногочисленные статьи о писателе либо повторяют друг друга, либо полны неточностей. Исследователи высказывают разные мнения насчет принадлежности Пьецуха к определенному литературному направлению: от «другой прозы» до трансавангарда.
Объектом исследования стал рассказ В. А. Пьецуха «Прометейщина», написанный в 1976 г. и впервые опубликованный в 1988 г. Данный текст относится к раннему периоду творчества автора и входит в его второй сборник рассказов — «Веселые времена». Текст еще не привлекал внимания исследователей и не был прокомментирован, хотя в 2018 г. был включен в школьную программу по литературе.
Данный рассказ вызвал у нас интерес не только в связи с его малоизученностью, но и из-за того, что в нем Пьецух прибегает к литературоцентризму — аллюзиям на классические литературные сюжеты. Уникальность «Прометейщины» заключается в том, что писатель обращается к древнегреческому мифу, а не к русской литературе (как в более известных текстах, напр., в повести «Новая московская философия» и сборнике «Плагиат»).
Цель работы — изучить функции отсылки к мифу о Прометее в рассказе Пьецуха «Прометейщина». Актуальность определяется отсутствием исследований по данной теме. Теоретической основой работы стали научные труды Г. Л. Нефагиной, М. Л. Гаспарова, К. И. Казьменко и Е. М. Мелетинского.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проведение имманентного анализа для определения литературного направления и выявления отсылок к античности;
2. Исследование трансформации образа Прометея в литературе;
3. Определение сути советского мифа о Прометее и доказательство его наличия в тексте при помощи контекстуального анализа;
4. Интерпретация рассказа «Прометейщина».
Мы пришли к выводу о том, что Пьецух действует в рамках иронического реализма. Писатель замечает в обыденной ситуации схожесть с известным античным сюжетом, но низменного, бытового характера. При помощи аллюзий автор проводит между ними аналогию, посредством которой достигается ирония и «разоблачение реальности». В то же время добродетельный облик Прометея оказывается плодом сформировавшегося «литературного стереотипа», созданного для продвижения новой идеологии, с которой полемизирует писатель. Контекстуальный анализ текста показал, что Пьецух выбрал образ Прометея неслучайно, автору его подсказала сама жизнь — пропаганда образа Советского Прометея, символа революционности и прогресса, которая была особенно активной в годы создания текста. Нам удалось выявить в рассказе злободневный для тех лет подтекст и новую интерпретацию, в контексте которой прометейщина — это обратная сторона советской ремифологизации античного образа, «побочный эффект» идеализации Прометея.
Литература:
Ермолин Е. А. Вячеслав Пьецух: письма неизвестному читателю // Пьецух В. А. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1 / Ред.-сост. И. Б. Ефимович-Пьецух; ред. тома В. Вестерман. М., 2014. С. 5—23.
Литература:
Ермолин Е. А. Вячеслав Пьецух: письма неизвестному читателю // Пьецух В. А. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1 / Ред.-сост. И. Б. Ефимович-Пьецух; ред. тома В. Вестерман. М., 2014. С. 5—23.