XXVII Open Conference for Philology Students

Аудиовизуальное оформление прагматического маркера «в общем»

Евгения Алексеевна Радионова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2024-04-27
14:35 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено прагматическому маркеру (ПМ) в общем, а именно тому, как соотносится его интонационное оформление с жестом, который использует говорящий при произнесении исследуемой единицы. В докладе рассматриваются контексты с ПМ, взятые из мультимедийного подкорпуса НКРЯ. Исследование показало, что прагматический маркер в общем, как правило, сопровождается жестом, а также в большинстве случаев восходящее движение тона в этой единице соотносится с тем, что говорящие, употребляя данный маркер, совершают движение вверх головой, плечами, руками, глазами.

Тезисы

Ключевые слова: прагматический маркер; устная спонтанная речь; интонационное оформление; жестикуляция.

Исследование посвящено прагматическому маркеру (далее: ПМ) в общем, а именно анализу его просодических характеристик и жестикуляции, реализующейся при произнесении этого ПМ.
На современном этапе развития лингвистики всё больше внимания уделяется устной речи. ПМ также входят в сферу внимания исследователей, но несмотря на это вопрос об аудиовизуальном оформлении ПМ до сих пор мало освещен. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что впервые совершается попытка рассмотреть не только вербальную, но и невербальную составляющую этой единицы.
Материалом для исследования служат 35 контекстов, в которых содержится ПМ в общем, взятый из мультимедийного подкорпуса национального корпуса русского языка (НКРЯ). В исследовании используются различные методы: описательный (анализ мелодического оформления ПМ); сравнительно-сопоставительный (позволяет обнаружить корреляцию между просодическими характеристиками и жестами), инструментальный (обработка материала осуществляется при помощи программ Wave Assistant и ELAN).
В ходе анализа были получены следующие результаты:
1. В общем реализуется в двух интонационных конструкциях: ИК-6 (57 %) и ИК-2 (43 %), на ударном слоге всегда происходит повышение тона.
2. В большинстве случаев (97 %) данная единица сопровождается каким-либо жестом: движением головы, плеч, рук, глаз.
3. Чаще всего (69 %) при произнесении ПМ в общем говорящие совершают движение вверх (поднимают голову, плечи, глаза, брови), дублируя тем самым движение тона.
4. В остальных случаях говорящие либо опускают голову (17 %), либо сначала кивают, а затем поднимают голову (14 %), что, вероятно, связано с тем, что они маркируют таким образом переход к новой синтагме, выделяя исследуемый ПМ как с помощью интонации, так и благодаря жестам.
Интересным наблюдением является то, что почти в половине случаев (16 случаев из 35) говорящие моргают в момент произнесения единицы в общем. Стоит предположить, что этот жест может также указывать на момент начала синтагмы.
Таким образом, исследование показало, что прагматический маркер в общем, как правило, сопровождается жестом, а также в большинстве случаев восходящее движение тона в этой единице соотносится с тем, что говорящие, употребляя данный маркер, совершают движение вверх головой (17 случаев из 35), плечами (4 случая из 35), руками (1 случай), глазами или бровями (2 случая).
Полученные результаты позволяют предположить особое соотношение жестов и интонационного оформления на ПМ, будут использованы на дальнейших этапах анализа, и в будущем могут быть применены при разработке роботов-помощников (напр., при обучении детей), а также в преподавании русского языка как иностранного.