Поэтика «реального» и «фантастического» в романе М. Н. Загоскина «Искуситель»
Татьяна Сергеевна Требухина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215а
2024-04-22
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Автор доклада рассматривает соотношение реального и фантастического в структуре романа М. Н. Загоскина «Искуситель». Соединение исторического и фантастического планов в произведении с ирреальным присутствием создаёт сложную, внутренне организованную
художественную ситуацию, в которой осмысляются значимые
проблемы общества начала XIX в.
Тезисы
Ключевые слова: М. Н. Загоскин; фантастическое; реальное; роман «Искуситель»; поэтика реального и фантастического
В докладе
рассматривается одно из наименее изученных произведений писателя — роман
«Искуситель» (1838). Роман создан в форме мемуаров провинциального
помещика — Александра Михайловича — на склоне лет вспоминающего о событиях
своей молодости, которая пришлась на конец восемнадцатого столетия. Сочинение Загоскина состоит из трех
частей. В первой части, имеющей характер экспозиции, повествуется о детстве
героя, его жизни в провинции до восемнадцатилетнего возраста и последующей
поездке в Москву. Вторая и третья части посвящены событиям, произошедшим с
героем в Москве, и тем опасностям, которым он подвергся, находясь там. В
жанровом отношении роман многосоставен. В нем есть приметы романа воспитания и
романа фантастического, романа нравственно-сатирического и идеологического. Цель
исследования заключается в рассмотрении особенностей хронотопа этого
произведения. В романе
причудливо переплетается реальное и фантастическое. В
«Искусителе» Загоскин избирает форму мемуаров, тем самым снимая с себя ответственность
за достоверность описываемых событий. Уже эпиграф заставляет читателя
задуматься над реальностью описанного в романе: «C'est un tableau de fantaisie
dont tous les details sonst peints d'apres nature» ('Это фантастическая картина, которая во всех подробностях срисована с натуры') [Загоскин, 1989: 289]. С одной стороны, в тексте
представлена Россия начала XIX в., с другой — события, связанные с фигурой
барона Брокена, отсылающей нас к фантастическому роману. Прямо не определяемый
как дух зла, таинственный барон наделяется несомненными инфернальными чертами. По
замыслу автора фантастический образ должен восприниматься как реальность. В
романе нет границы между фантастикой и реальностью, так как она разрушена
вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических, инфернальных.
Общая философская идея связывает эти события между собой. Многосоставный в
жанровом отношении, роман Загоскина позволяет сделать вывод, что писателя
волновали политические, нравственные и литературные проблемы, имеющие прямое
отношение и к современности.
Литература:
Литература:
Загоскин М. Н. Аскольдова могила: Романы, повести. М., 1989.