XXVII Open Conference for Philology Students

Способы выражения семантики цели в синтаксисе детской речи

Виктория Юрьевна Рудич
Докладчик
магистрант 1 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ауд. 124
2024-04-26
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе освещены этапы, которые проходит ребенок, овладевая функционально-семантическим полем цели. Под целевыми конструкциями мы подразумеваем полипропозициональные высказывания, сообщающие о желаемом результате целенаправленных действий субъекта. На материале детской речи такой тип конструкций еще не был изучен. Исследование выявляет специфику освоения детьми синтаксической стороны языка и через призму детской речи демонстрирует некоторые особенности «взрослого» синтаксиса.

Тезисы

Ключевые слова: семантика цели; синтаксис детской речи; функционально-семантическое поле; когнитивное развитие ребенка

В научной литературе встречаются лишь единичные работы о синтаксической стороне развития речи ребенка. В данном исследовании представлена попытка анализа одной из семантико-синтаксических структур языка — целевых конструкций. Цель работы — изучить, какие этапы освоения синтаксиса необходимо пройти ребенку, чтобы научиться использовать сложноподчиненные предложения цели.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении функционально-семантического поля цели на материале детской речи. В работе представлен анализ дневниковых записей речи Жени Гвоздева, Хомы Рыко и Вари Протасовой.
Исследование было проведено с использованием следующих методов: наблюдение над языковым материалом, сопоставление, описание с элементами компонентного и контекстуального анализа, метода логико-семантической трансформации при осуществлении функционально-семантического подхода.
Проведенный анализ показал, что целевые конструкции могут появиться в речи ребенка только тогда, когда он оказывается способным построить логическую операцию: конкретные действия приводят к определенному результату, однако стоит разграничивать описание целевого действия, совершенного ребенком, и целевые конструкции, обнаруженные в языком материале. Иногда о целенаправленном действии ребенка свидетельствует предложение, не представляющее собой целевую конструкцию.
Целенаправленность действий ребенка определяется возможностью ответа на вопрос зачем?, однако этот ответ может искусственно подбираться взрослым, а также быть синкретичным по своей природе.
Многие единицы детских высказываний не могут быть в полной мере отнесены к конкретной части функционально-семантического поля, потому что важную роль в определении коммуникативного замысла ребенка играет речевая ситуация, рассмотрение которой не предполагается функционально-семантическим подходом.
Наличие компонента цели в действиях ребенка фиксируется в речи взрослого, описывающего действия ребенка. Так, императивы нередко комментируются с помощью союза чтобы. Не сопровождающиеся речью целенаправленные действия ребенка тоже комментируются взрослым посредством целевой конструкции.
В детской речи характерные черты целевой семантики наблюдаются уже в первых словах (там) и императивных конструкциях (кресло отодвинь).
Важным шагом к усвоению ядерной зоны функционально-семантического поля цели является понимание ребенком целевого назначения предметов. Далее ребенок осваивает словосочетания, содержащие зависимый целевой инфинитив, и предложения со значением модальности, начинает формулировать первые сложноподчиненные предложения (с эллипсисом союза) и только потом приходит к построению предложений с союзом чтобы.
Отнесение некоторых элементов детских высказываний к конкретному функционально-семантическому полю оказывается едва ли возможным по следующим причинам: детская речь эллиптична, а особенно часто в ней оказываются пропущенными союзы, которые являются главными показателями характера отношений пропозиций; детская речь по своей природе устная, а в устной речи границы между частями сложного предложения и отдельными предложениями стираются, так как один и тот же речевой фрагмент может быть записан и трактован по-разному.