«Правда о деле Савольты» Э. Мендосы как постмодернистский детектив
Александр Игоревич Слышенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 190
2024-04-22
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено роману Э. Мендосы «Правда о деле Савольты», анализируются черты постмодернистского детектива в тексте. Особое внимание уделено образу безумного детектива Немесио и его «методу», а также постмодернистской природе загадки дела Савольты.
Тезисы
Ключевые слова: испанский постмодернизм; детектив; Э. Мендоса
«Правда о деле Савольты» — дебютное произведение Эдуардо Мендосы, лауреата премии Сервантеса и премии «Планета». Роман получил признание критиков и коллег по цеху и стал одним из первых постмодернистских произведений испанской литературы. Роман отличает особая жанровая природа. Так, в предыдущих исследованиях мы выделяли в тексте элементы детектива, исторического и городского романа. Эту особенность отмечают исследователи — испанский литературовед Мигель Антонио Бото Браво относит «Правду...» к ряду «романов-пастишей» Мендосы.
Детективные элементы в романе представляют особенный интерес по нескольким причинам:
1. Во времена франкизма детектив почти не проникал в испанскую литературу, и «Правда...» стала одним из первых испанских детективов;
2. Ориентация Мендосы на пастиш, пародию и игру с традицией дает возможность рассмотреть «Правду...» как постмодернистский детектив, углубив тем самым понимание постмодернистской поэтики романа и образа Мендосы как постмодернистского автора;
3. Детективные элементы, введенные в «Правде...», получили широкое развитие в творчестве писателя — в серии о безымянном детективе и в других произведениях (напр., в «Удивительном путешествии Помпония Флата»).
В постмодернистском детективе трансформируется ряд элементов классического детектива, в т. ч. образ самого детектива, его функции в расследовании и «метод», а также суть самой загадки и ее решение (или его отсутствие/невозможность).
Изначально мы можем принять за детектива протагониста, Хавьера Миранду, который выступает рассказчиком первых глав. Но он быстро отказывается от расследования, хотя и догадывается, кто и почему подстроил одно из двух убийств.
Сложившийся «вакуум» в расследовании дела Савольты и убийства Пахарито заполняют двое расследователей — комиссар Васкес и полубезумный Немесио Кабра Гомес. В роли детектива нас интересует именно Немесио, тем более что его персонаж почти без изменений ляжет в основу протагониста серии книг о безымянном детективе.
Немесио — полубезумный полицейский информатор, пациент сумасшедшего дома. Он работает информатором ради денег, «ведет дело» по принуждению, добывает информацию за счет маргинального образа жизни.
В книге «Theory and practice of classic detective fiction» Джереми Деламетр отмечает, что в образе постмодернистского героя-детектива используются признаки классического — эксцентричность, уникальный метод, — но трансформированные, часто комические, не поддающиеся логике читателя. Это справедливо для Немесио: его «метод» — хитрость плута, помноженная на безумие. Показательно, что именно маргинал Немесио ближе всех оказывается к правде о деле Савольты.
В центре детектива должна находиться загадка — и здесь «Правда...» соответствует законам жанра, предлагая целых два убийства — магната Савольты и журналиста Пахарито. Однако название романа указывает на другую сторону загадки. «Дело Савольты» — это не дело об убийстве, это история оружейной фабрики и тех, кто обогатился, заставляя завод работать в три смены и продавая оружие обеим сторонам конфликта. Деламетр говорит о переходе от онтологической (кто убил, почему и как) к эпистемологической загадке — и случай (другой перевод слова caso) Савольты как раз становится такой загадкой, которая вынесена за пределы классического «whodunnit». Загадки «Правды...» — природа безнаказанности зла в капиталистическом обществе, неспособность или нежелание бороться со злом любого, кто не безумен, как Немесио Кабра Гомес.
«Правда о деле Савольты» — дебютное произведение Эдуардо Мендосы, лауреата премии Сервантеса и премии «Планета». Роман получил признание критиков и коллег по цеху и стал одним из первых постмодернистских произведений испанской литературы. Роман отличает особая жанровая природа. Так, в предыдущих исследованиях мы выделяли в тексте элементы детектива, исторического и городского романа. Эту особенность отмечают исследователи — испанский литературовед Мигель Антонио Бото Браво относит «Правду...» к ряду «романов-пастишей» Мендосы.
Детективные элементы в романе представляют особенный интерес по нескольким причинам:
1. Во времена франкизма детектив почти не проникал в испанскую литературу, и «Правда...» стала одним из первых испанских детективов;
2. Ориентация Мендосы на пастиш, пародию и игру с традицией дает возможность рассмотреть «Правду...» как постмодернистский детектив, углубив тем самым понимание постмодернистской поэтики романа и образа Мендосы как постмодернистского автора;
3. Детективные элементы, введенные в «Правде...», получили широкое развитие в творчестве писателя — в серии о безымянном детективе и в других произведениях (напр., в «Удивительном путешествии Помпония Флата»).
В постмодернистском детективе трансформируется ряд элементов классического детектива, в т. ч. образ самого детектива, его функции в расследовании и «метод», а также суть самой загадки и ее решение (или его отсутствие/невозможность).
Изначально мы можем принять за детектива протагониста, Хавьера Миранду, который выступает рассказчиком первых глав. Но он быстро отказывается от расследования, хотя и догадывается, кто и почему подстроил одно из двух убийств.
Сложившийся «вакуум» в расследовании дела Савольты и убийства Пахарито заполняют двое расследователей — комиссар Васкес и полубезумный Немесио Кабра Гомес. В роли детектива нас интересует именно Немесио, тем более что его персонаж почти без изменений ляжет в основу протагониста серии книг о безымянном детективе.
Немесио — полубезумный полицейский информатор, пациент сумасшедшего дома. Он работает информатором ради денег, «ведет дело» по принуждению, добывает информацию за счет маргинального образа жизни.
В книге «Theory and practice of classic detective fiction» Джереми Деламетр отмечает, что в образе постмодернистского героя-детектива используются признаки классического — эксцентричность, уникальный метод, — но трансформированные, часто комические, не поддающиеся логике читателя. Это справедливо для Немесио: его «метод» — хитрость плута, помноженная на безумие. Показательно, что именно маргинал Немесио ближе всех оказывается к правде о деле Савольты.
В центре детектива должна находиться загадка — и здесь «Правда...» соответствует законам жанра, предлагая целых два убийства — магната Савольты и журналиста Пахарито. Однако название романа указывает на другую сторону загадки. «Дело Савольты» — это не дело об убийстве, это история оружейной фабрики и тех, кто обогатился, заставляя завод работать в три смены и продавая оружие обеим сторонам конфликта. Деламетр говорит о переходе от онтологической (кто убил, почему и как) к эпистемологической загадке — и случай (другой перевод слова caso) Савольты как раз становится такой загадкой, которая вынесена за пределы классического «whodunnit». Загадки «Правды...» — природа безнаказанности зла в капиталистическом обществе, неспособность или нежелание бороться со злом любого, кто не безумен, как Немесио Кабра Гомес.