Христианская и буддистская аксиология в творчестве И. А. Бунина
Ульяна Алексеевна Лукьяненко
Докладчик
магистрант 1 курса
Белорусский государственный университет, филологический факультет
Белорусский государственный университет, филологический факультет
ауд. 188
2024-04-24
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринимается попытка рассмотрения творчества русского писателя И. А. Бунина с точки зрения
христианской и буддистской аксиологической основы его художественных произведений. Аксиологический диапазон
творчества автора — это богатый диалог, взаимодействие основных постулатов православия и буддизма.
Тезисы
Ключевые слова: И. А.
Бунин; аксиологический диапазон, буддизм; христианство
Целью данного исследования является выявление специфики взаимодействия и сосуществования христианской и восточной аксиологии в творчестве И. А. Бунина на примерах прозаических и поэтических текстов.
Для достижения поставленной цели используются культурно-исторический и биографический методы исследования, также привлекаются элементы целостного анализа художественного текста.
Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассматривается взаимодействие идей различных религий в творчестве автора. Для работы использованы материалы исследователей творчества И. А. Бунина и произведения писателя.
Идеи философии буддизма можно встретить в таких текстах, как «Богиня» (1916), «Братья» (1914), «В ночном море» (1923), «Огнь пожирающий» (1923), «Царь Царей» (1925), «Ночь (1925)», «Освобождение Толстого» (1937).
Немало идей, перекликающихся с идеями буддизма, встречается и в романе автора «Жизнь Арсеньева». С самого начала главный герой размышляет о своем существовании: «У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился. Если бы не сказали, я бы теперь и понятия не имел о своем возрасте, — тем более, что я еще совсем не ощущаю его бремени, — и, значит, был бы избавлен от мысли, что мне будто бы полагается лет через десять или двадцать умереть» [Бунин, 1986: 202].
Кроме того, Бунин обращается к цитированию и осмыслению библейских текстов. В стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» (1918) он воссоздает диалог человека с Богом и апеллирует к притче о блудном сыне.
Православная духовность является одним из основных мотивов в творчестве Бунина, что связано с его искренней любовью к Родине. Через изображение христианского духа русской земли он детально воссоздает национальный характер народа. Бунинские «Антоновские яблоки» с их слиянием христианских и народных праздников, «Жизнь Арсеньева» со старинными образами и упоенным чтением молитв, «Иоанн Рыдалец» с описаниями богослужений, «Святые» с преданиями о страстотерпцах — все это воплощение национального в творчестве писателя.
Иногда в одном художественном тексте переплетаются и вступают в диалог совершенно разные религиозные учения. Так, в рассказе «Ночь» лирический герой, размышляя о жизни после смерти, цитирует Книгу Екклесиаста: «В будущие дни все будет забыто. Нет памяти о прежних людях. И любовь их, и ненависть, и ревность давно исчезли...» [Бунин, 1986: 483]. И, думая над христианской истиной, он приходит к буддистской идее сансары — цепи перерождений: «Смерть! Но каждые семь лет человек перерождается, то есть незаметно умирает, незаметно возрождаясь. Значит, не раз перерождался (то есть умирал, возрождаясь) и я. Умирал — и, однако, жил, умер уже многократно — и, однако, в основе все тот же, что и прежде, да в придачу еще весь полон своим прошлым» [Бунин, 1986: 484]. Два разных мировоззрения вступают в диалог в сознании героя для поиска истины и осмысления человеческого бытия.
Аксиологический диапазон творчества И. А. Бунина — это богатый диалог разных культур и религий, переплетение и взаимодействие основных постулатов христианства и буддизма, что созвучно с неординарностью личности самого автора, его склонностью к универсализму. Благодаря этому в его текстах конструируется сложный художественный мир, привлекающий читателей своей философичностью и вариативностью интерпретаций.
Литература:
Бунин И. А. Избранная проза. Минск, 1986.
Целью данного исследования является выявление специфики взаимодействия и сосуществования христианской и восточной аксиологии в творчестве И. А. Бунина на примерах прозаических и поэтических текстов.
Для достижения поставленной цели используются культурно-исторический и биографический методы исследования, также привлекаются элементы целостного анализа художественного текста.
Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассматривается взаимодействие идей различных религий в творчестве автора. Для работы использованы материалы исследователей творчества И. А. Бунина и произведения писателя.
Идеи философии буддизма можно встретить в таких текстах, как «Богиня» (1916), «Братья» (1914), «В ночном море» (1923), «Огнь пожирающий» (1923), «Царь Царей» (1925), «Ночь (1925)», «Освобождение Толстого» (1937).
Немало идей, перекликающихся с идеями буддизма, встречается и в романе автора «Жизнь Арсеньева». С самого начала главный герой размышляет о своем существовании: «У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился. Если бы не сказали, я бы теперь и понятия не имел о своем возрасте, — тем более, что я еще совсем не ощущаю его бремени, — и, значит, был бы избавлен от мысли, что мне будто бы полагается лет через десять или двадцать умереть» [Бунин, 1986: 202].
Кроме того, Бунин обращается к цитированию и осмыслению библейских текстов. В стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» (1918) он воссоздает диалог человека с Богом и апеллирует к притче о блудном сыне.
Православная духовность является одним из основных мотивов в творчестве Бунина, что связано с его искренней любовью к Родине. Через изображение христианского духа русской земли он детально воссоздает национальный характер народа. Бунинские «Антоновские яблоки» с их слиянием христианских и народных праздников, «Жизнь Арсеньева» со старинными образами и упоенным чтением молитв, «Иоанн Рыдалец» с описаниями богослужений, «Святые» с преданиями о страстотерпцах — все это воплощение национального в творчестве писателя.
Иногда в одном художественном тексте переплетаются и вступают в диалог совершенно разные религиозные учения. Так, в рассказе «Ночь» лирический герой, размышляя о жизни после смерти, цитирует Книгу Екклесиаста: «В будущие дни все будет забыто. Нет памяти о прежних людях. И любовь их, и ненависть, и ревность давно исчезли...» [Бунин, 1986: 483]. И, думая над христианской истиной, он приходит к буддистской идее сансары — цепи перерождений: «Смерть! Но каждые семь лет человек перерождается, то есть незаметно умирает, незаметно возрождаясь. Значит, не раз перерождался (то есть умирал, возрождаясь) и я. Умирал — и, однако, жил, умер уже многократно — и, однако, в основе все тот же, что и прежде, да в придачу еще весь полон своим прошлым» [Бунин, 1986: 484]. Два разных мировоззрения вступают в диалог в сознании героя для поиска истины и осмысления человеческого бытия.
Аксиологический диапазон творчества И. А. Бунина — это богатый диалог разных культур и религий, переплетение и взаимодействие основных постулатов христианства и буддизма, что созвучно с неординарностью личности самого автора, его склонностью к универсализму. Благодаря этому в его текстах конструируется сложный художественный мир, привлекающий читателей своей философичностью и вариативностью интерпретаций.
Литература:
Бунин И. А. Избранная проза. Минск, 1986.