XXVII Open Conference for Philology Students

Процесс освоения заимствований в русском языке XXI в.

Юлия Рустамовна Сагидуллина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-23
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка описать изменения, происходящие в процессе освоения заимствованных имен существительных в русском языке XXI в. Проведено обобщение наблюдений, сделанных различными исследователями; предложен собственный ряд примеров и их анализ.

Тезисы

Ключевые слова: заимствования; аналитизм; категория падежа; несклоняемые существительные; неизменяемые существительные

Предметом исследования является процесс освоения заимствований принимающей языковой системой — адаптация иноязычных лексем к грамматическим правилам русского языка. Вопросы грамматического освоения заимствований неразрывно связаны с наметившейся в современной русской грамматической системе тенденцией к аналитизму [Валгина, 2001; Радбиль, 2022]. Сейчас мы можем говорить о развитии в русском языке тенденции к неизменяемости заимствованных наименований (названий магазинов, брендов и т. п.). На современном этапе скорость освоения иноязычной лексики существенно выше, чем прежде — ввиду возросшей скорости распространения информации в процессе интернет-коммуникации. Основным источником материала исследования стала реклама в ее разных формах (аудио-, видео- или письменный текст), наряду с живой речью носителей.
В ходе исследования нами сделаны следующие наблюдения:
1. Неизменяемость заимствованных наименований может быть связана как с шагом назад в процессе грамматической адаптации иноязычной лексики, так и с развитием самого процесса адаптации, о чем говорит одновременное употребление в живой речи наименований, написанных как латиницей, так и кириллицей: «Купила на озон...»; «Реклама Ozon»; «Заказ сделан на ОЗОН».
2. Мы предполагаем, что заимствования перестают изменяться в живой речи под влиянием рекламы, в которой наименования магазинов или брендов часто представлены в начальной форме, то есть в форме именительного падежа, в то время как контекст требует употребления других форм, напр., предложного или родительного падежа. Вследствие этого современный человек, почти вынужденно воспринимающий рекламу, невольно усваивает эти наименования в неизменяемой форме: «Все Скидки и Акции от Яндекс Маркет найдете в нашей группе!»; «Распродажа на Алиэкспресс».
3. Обозначенная тенденция вызывает к жизни и встречный процесс: русские наименования перестают изменяться по аналогии с заимствованными: «Отзывы о работе в Красное и Белое»; «Оформи карту болельщика на госуслуги».

Литература:
Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001.
Радбиль Т. Б. Активные процессы в русском языке новейшего периода. М., 2022.