XXVII Open Conference for Philology Students

Советская антирелигиозная пропаганда в кинематографе: методы и особенности киноязыка

Евгения Олеговна Аникина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25
2024-04-26
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В работе исследуется советская антирелигиозная пропаганда в кинематографе послевоенного времени. Анализируются несколько ключевых фильмов эпохи, напр., «Тучи над Борском» (1960), «Конец света» (1962) и др. Берется во внимание не только исторический контекст времени создания фильмов, но особенности киноязыка и специфика образов, работающие на создание отрицательного облика религии.

Тезисы

Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда; комическое; драматическое; хрущевская антирелигиозная кампания

В работе исследуется советская антирелигиозная пропаганда в послевоенном кинематографе. Проблематика связана с художественно-выразительными и текстуальными методами создания образной системы, соотносящейся с культурной политикой советского государства. Большее внимание уделено историческому периоду хрущевской антирелигиозной кампании (1958—1964 гг.), т. к. именно на это время приходится пик выхода кинолент с очевидным антирелигиозным посылом. Но также в докладе будет затронуты несколько фильмов брежневской эпохи с целью анализа различий и выявления изменений в культурной политике государства.  
Антирелигиозная пропаганда в советском кино находила два пути воплощения: комический и драматический. Авторы, придерживавшиеся первого пути, часто прибегали к использованию персонажа недобросовестного и не исполнявшего религиозные предписания священнослужителя («Королева бензоколонки», 1962). Также встречается персонаж-бог, зачастую лишенный всемогущества и являющийся перед зрителем в виде слабого старика («Золотые яблочки», 1973). В драматическом же представлении религия берет на себя роль механизма эксплуатации человека, принимающего вид либо одного человека, либо общества.
Одним из текстуальных методов антирелигиозной пропаганды в советском кинематографе являлось использование эмоционально окрашенных терминов, напр., слово «секта» («Тучи над Борском», 1960).  Другим важным моментом является конфессиональное разнообразие критикуемых в кинолентах религиозных сообществ: от католицизма («Обманутые», 1961) до Свидетелей Иеговы («Армагеддон», 1962; «Люблю тебя, жизнь!», 1961)
С момента ухода Н. С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС антирелигиозная кампания, развернутая в годы его нахождения во главе государства, сворачивается, но в брежневский период продолжали выходить киноленты с антирелигиозными мотивами, хотя количество подобных фильмов и общий уровень их «агрессивности» к религии стали стремительно снижаться. В прокат смогли выйти киноленты прямо или косвенно затрагивающие темы религии и религиозности без создания авторами их негативного образа («Андрей Рублев», 1966; «Возвращение», 1976).