Особенности употребления двойственного числа в кораническом арабском языке на примере 55 суры Корана («Милостивый»)
Сабрина Шарифовна Сидики
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
198
2024-04-23
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад представляет собой исследование категории двойственного числа в кораническом арабском языке на примере 55 суры, где сконцентрировано большое количество дуальных форм. Рассматриваются факторы, влияющие на частотное употребление двойственного числа в этой части Корана.
Тезисы
Ключевые слова: коранический арабский язык; двойственное число, семантические особенности грамматической категории
Цель доклада — проиллюстрировать на примере 55 суры Корана некоторые наиболее интересные особенности функционирования дуалиса в кораническом арабском языке. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1)
Проанализировать центральные образы суры, а
также ее композиционные особенности; Цель доклада — проиллюстрировать на примере 55 суры Корана некоторые наиболее интересные особенности функционирования дуалиса в кораническом арабском языке. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
2) Рассмотреть ее рифмо-ритмическое строение;
3) Сопоставить контексты с двойственным числом из 55 суры с подобными контекстами из других частей Корана.
Дуалис в кораническом арабском языке функционирует как полноценная грамматическая категория. В каждом контексте, где идет речь о двух объектах или субъектах, в кораническом тексте используются дуальные формы, хотя есть некоторые отклонения, в первую очередь обусловленные семантическими особенностями арабского дуалиса. Главная причина замены двойственного числа на множественное здесь — наличие счетной семантики. Если в контексте антецедент стоит в двойственном числе и при этом подразумевает два множества (напр., две группы людей) с большой вероятностью в анафорическом местоимении или в глагольной форме в постпозиции будет использован плюралис, как, напр., в данном фрагменте: ʔan taqu:lu: ʔinnama: ʔunzila al-kita:bu ʕala: tˤa:ʔifatayni min qablina: waʔin kunna: ʕan dira:satihim laɣa:fili:na ‘Они говорят: «Было ниспослано Писание двум общинам (двойственное число) до нас, и мы не знали об их (множественное число) учении»’.
Однако описанная тенденция нерегулярна, и в подобных контекстах может употребляться дуалис, однако таких примеров немного. Нам кажется, одним из определяющих факторов здесь может быть композиционное строение текста, а в некоторых случаях даже его ритмические особенности. Наиболее ярким примером такой обусловленности, на наш взгляд, является сура 55 Корана «ar-raħma:n» («Милостивый»).
Вначале рассматриваются особенности рифмы, которые могли повлиять на частое употребление дуальных форм (каждый аят в ней оканчивается сочетанием долгого гласного [а] и сонанта, характерным для флексии прямого падежа двойственного числа в паузальном прочтении).
Далее анализируются центральные образы этой суры (джинны и люди), которые обуславливают ее композицию. Обращение к ним повторяется на протяжении всей суры 31 раз (всего в ней 78 аятов): fabiʔayyi ʔa:la:ʔi rabbikuma: tukaððiba:ni ‘Какую же из милостей Господа вашего вы (два рода) отрицаете?’. Важно, что здесь нарушается тенденция, отмеченная выше.
Мы проанализируем и сопоставим другие появляющиеся в этой суре образы, для которых важно значение двойственности, а также приведем контексты из разных частей Корана, интересные для сравнения с точки зрения употребления в них дуальных форм.
Рассмотренные нами
особенности 55 суры могут говорить о том, что композиционное строение и рифма в
некоторых случаях способствуют частотности употребления дуальных форм. Обилие
двойственных образов показывает, насколько идейно важно для этой суры двойственное число (со
значениями парности и дуальности как целого) как основополагающий компонент ее
построения.