История одного чека: восприятие частотных редуцированных реализаций носителями русского языка
Анастасия Романовна Белова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2024-04-26
18:20 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе будут представлены предварительные результаты
исследования, посвященного изучению восприятия частотных редуцированных
словоформ в русской устной речи. Исследование проводится на материалах,
собранных в ходе эксперимента, который заключается в распознавании
редуцированных словоформ в контексте и изолированно. На данный момент проведен
пилотный эксперимент с участием взрослых носителей русского языка, целью
которого была апробация методики. Планируется проведение подобного эксперимента
с участием детей в возрасте 4–5 лет.
Тезисы
Ключевые слова: восприятие речи; редуцированные
словоформы; перцептивный эксперимент; русская устная речь
Цель работы — определить, как русскоязычные дети дошкольного возраста распознают высокочастотные редуцированные словоформы, что позволит получить новые данные о формировании механизма распознавания устной речи в онтогенезе. Ранее подобных перцептивных исследований с участием детей дошкольного возраста не проводилось, поэтому на первом этапе нужно было разработать методику эксперимента. В докладе будет описан созданный нами дизайн эксперимента и представлены результаты его тестирования на взрослых носителях русского языка (которые рассматриваются как контрольная группа).
На основе предыдущих исследований по теме [Риехакайнен, 2016; Стойка, Богданова-Бегларян, 2019 и др.] было выбрано 12 частотных редуцированных словоформ: будет ['buit], говорит [ɡɨt], когда [ka'də], очень [oʨː], сегодня ['sʲɵdnʲə], сейчас [ɕːæs], сколько ['skokə], тебя [tʲæ], тогда [tə'da], только ['tokə], тысяча ['tɨɕːə], человек [ʨːek]. При наличии двух и более частотных вариантов произношения выбирался наиболее редуцированный. С этими словами были составлены предложения, каждое из которых состояло из пяти фонетических слов, редуцированное слово всегда было третьим (напр., Ты знаешь, сколько весит корова?). Кроме того, было подготовлено два тренировочных стимула аналогичной структуры, которые не содержали редуцированных единиц.
В ходе первой части эксперимента участникам предъявлялись стимульные фразы с вырезанным последним словом и картинка. Участникам предлагалось повторить исходную фразу и дополнить ее словом с картинки. Контексты предъявлялись в соответствии с пятью протоколами, которые различались порядком следования стимулов. Во второй части эксперимента редуцированные словоформы предъявлялись участникам изолированно, порядок представления словоформ был произвольным. Участникам необходимо было привести определение услышанного слова и придумать с ним пример.
В пилотном эксперименте приняли участие 14 носителей русского языка от 18 до 27 лет (10 девушек). Было выявлено, что взрослые носители русского языка практически во всех случаях верно распознали редуцированные единицы в стимулах (95,8% — в контексте и 95,2% — при изолированном предъявлении). Чаще всего не распознавались словоформы человек (в контексте — 5 раз, изолированно — 2) и говорит (в контексте — 2 раза, изолированно — 3), также два раза участники не распознали словоформу тебя, предъявленную изолированно. Только в одном случае участник не распознал одну и ту же словоформу (человек) при предъявлении как в контексте, так и изолированно. В первой части эксперимента в 118 случаях (70,2%) участники при повторении восстанавливали редуцированную реализацию до полной; чаще всего в редуцированном виде повторяли словоформы сейчас (11 раз) и тысяча (10 раз). На основе полученных данных можно говорить о том, что у взрослых носителей языка восприятие предъявляемых редуцированных реализаций и соотнесение их с полными вариантами в основном не вызывает затруднений. Сопоставление этих результатов с результатами детей 4–5 лет позволит ответить на вопрос, владеют ли уже дети в этом возрасте механизмом распознавания редуцированных единиц, которым пользуются взрослые.
Литература:
Риехакайнен Е. И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность. СПб., 2016.
Стойка Д. А., Богданова-Бегларян Н. В. Словарь редуцированных форм русской речи. СПб., 2019.
Цель работы — определить, как русскоязычные дети дошкольного возраста распознают высокочастотные редуцированные словоформы, что позволит получить новые данные о формировании механизма распознавания устной речи в онтогенезе. Ранее подобных перцептивных исследований с участием детей дошкольного возраста не проводилось, поэтому на первом этапе нужно было разработать методику эксперимента. В докладе будет описан созданный нами дизайн эксперимента и представлены результаты его тестирования на взрослых носителях русского языка (которые рассматриваются как контрольная группа).
На основе предыдущих исследований по теме [Риехакайнен, 2016; Стойка, Богданова-Бегларян, 2019 и др.] было выбрано 12 частотных редуцированных словоформ: будет ['buit], говорит [ɡɨt], когда [ka'də], очень [oʨː], сегодня ['sʲɵdnʲə], сейчас [ɕːæs], сколько ['skokə], тебя [tʲæ], тогда [tə'da], только ['tokə], тысяча ['tɨɕːə], человек [ʨːek]. При наличии двух и более частотных вариантов произношения выбирался наиболее редуцированный. С этими словами были составлены предложения, каждое из которых состояло из пяти фонетических слов, редуцированное слово всегда было третьим (напр., Ты знаешь, сколько весит корова?). Кроме того, было подготовлено два тренировочных стимула аналогичной структуры, которые не содержали редуцированных единиц.
В ходе первой части эксперимента участникам предъявлялись стимульные фразы с вырезанным последним словом и картинка. Участникам предлагалось повторить исходную фразу и дополнить ее словом с картинки. Контексты предъявлялись в соответствии с пятью протоколами, которые различались порядком следования стимулов. Во второй части эксперимента редуцированные словоформы предъявлялись участникам изолированно, порядок представления словоформ был произвольным. Участникам необходимо было привести определение услышанного слова и придумать с ним пример.
В пилотном эксперименте приняли участие 14 носителей русского языка от 18 до 27 лет (10 девушек). Было выявлено, что взрослые носители русского языка практически во всех случаях верно распознали редуцированные единицы в стимулах (95,8% — в контексте и 95,2% — при изолированном предъявлении). Чаще всего не распознавались словоформы человек (в контексте — 5 раз, изолированно — 2) и говорит (в контексте — 2 раза, изолированно — 3), также два раза участники не распознали словоформу тебя, предъявленную изолированно. Только в одном случае участник не распознал одну и ту же словоформу (человек) при предъявлении как в контексте, так и изолированно. В первой части эксперимента в 118 случаях (70,2%) участники при повторении восстанавливали редуцированную реализацию до полной; чаще всего в редуцированном виде повторяли словоформы сейчас (11 раз) и тысяча (10 раз). На основе полученных данных можно говорить о том, что у взрослых носителей языка восприятие предъявляемых редуцированных реализаций и соотнесение их с полными вариантами в основном не вызывает затруднений. Сопоставление этих результатов с результатами детей 4–5 лет позволит ответить на вопрос, владеют ли уже дети в этом возрасте механизмом распознавания редуцированных единиц, которым пользуются взрослые.
Литература:
Риехакайнен Е. И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность. СПб., 2016.
Стойка Д. А., Богданова-Бегларян Н. В. Словарь редуцированных форм русской речи. СПб., 2019.