Лексико-семантическое поле «грех» в посланиях протопопа Сильвестра
Дарья Сергеевна Лесняк
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
195
2024-04-26
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено системным связям в лексике протопопа Сильвестра. В
докладе рассматривается лексико-семантическое поле «грех» и
анализируются контексты употребления входящих в него лексем. На основании анализа структуры и наполнения
поля сделаны выводы об особенностях восприятия Сильвестром образа Бога и о трактовке Сильвестром взаимоотношений Бога и человека.
Тезисы
Ключевые слова: послания Сильвестра; лексико-семантическое поле «грех»; полевой метод
Понятие «грех» в целом можно охарактеризовать как проступок, являющийся нарушением религиозных предписаний. В сознании людей XVI в., мыслящих исключительно религиозными категориями, концепт греха представлял из себя сложное понятие, что отражается в языке публицистики того времени. Цель нашего исследования — представить данный концепт в виде лексико-семантического поля и проанализировать контексты употребления входящих в него лексем. Материалом исследования являются два послания протопопа Сильвестра, ключевого общественного деятеля XVI в.: «Посланiе къ Царю Ивану Васильевичу» и «Отписка утѣшительная къ лицу неимянованному». Данные послания широко раскрывают представления Сильвестра о грехе, возмездии и взаимоотношениях Бога и человека. В докладе впервые предпринята попытка исследовать данные послания с помощью полевого метода, что определяет научную новизну нашей работы. Актуальность данной темы заключается в растущем интересе к историческому изменению концепта «греха» в целом и к личности протопопа Сильвестра в частности.
Полевой метод подразумевает распределение лексики по лексико-семантическим полям на основании общности семантических функций элементов. Поле определяется как категория, подразумевающая членение некоторой языковой области на центр (ядро) и периферию; при этом возможны постепенные переходы от одних группировок к другим, частичные пересечения, общие сегменты [Попова, Стернин, 2010: 17].
В ходе исследования было установлено, что лексико-семантическое поле «грех» в языке Сильвестра представляет собой объемную систему с ядерной, приядерной и периферийной зоной, а также микрополями. Ядром поля является, собственно, лексема грех, а также ее синонимы законопреступление, преступление и согрешение. В приядерной зоне располагаются лексемы, раскрывающие понятие греха — человеческие действия, называющиеся Сильвестром греховными. Это лексемы укорять, злословить, лихоимство, насилование, наветы и т. д.: «отъ силныхъ насилованiе, и отъ враговъ, и отъ друговъ навѣты и оклеветание» [Голохвастов, 1874: 103].
В приядерной зоне также образуется микрополе «грешник», куда относятся лексемы, характеризующие человека как преступника перед Богом. Данные лексемы — преимущественно существительные и прилагательные: зависть, лесть, гордость и т. д.: «исполнены зависти и убiйства, рвения, льсти, шепотники, клеветники, богомерски досадители, величавы, горды, обретатели злымъ» [Голохвастов, 1874: 73].
На периферии лексико-семантического поля «грех» образуется микрополе «искупление», содержащее лексемы, направленные на исправление человека: молити, плакатися, стенание и т. д. С данным микрополем соприкасается ещё одно: это поле «бог», описывающее Бога как праведного судью, воздающего грешникам по заслугам: суд, судья, гнев, ярость и т. д.
Таким образом, лексико-семантическое поле «грех» состоит из ядерной, приядерной и периферийных зон, содержит в себе микрополя «грешник» и «искупление», а также соприкасается с полем «бог» в периферийной зоне. Данное поле демонстрирует разнообразие лексических реализаций понятий «грех» и «грешник», подчиненный характер взаимоотношений человека и Бога, а также особенности восприятия Сильвестром образа Бога.
Литература:
Голохвастов Д. П., Леонид (Кавелин Л. А.). Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. М., 1874.
Попова З. Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. М., 2010.
Понятие «грех» в целом можно охарактеризовать как проступок, являющийся нарушением религиозных предписаний. В сознании людей XVI в., мыслящих исключительно религиозными категориями, концепт греха представлял из себя сложное понятие, что отражается в языке публицистики того времени. Цель нашего исследования — представить данный концепт в виде лексико-семантического поля и проанализировать контексты употребления входящих в него лексем. Материалом исследования являются два послания протопопа Сильвестра, ключевого общественного деятеля XVI в.: «Посланiе къ Царю Ивану Васильевичу» и «Отписка утѣшительная къ лицу неимянованному». Данные послания широко раскрывают представления Сильвестра о грехе, возмездии и взаимоотношениях Бога и человека. В докладе впервые предпринята попытка исследовать данные послания с помощью полевого метода, что определяет научную новизну нашей работы. Актуальность данной темы заключается в растущем интересе к историческому изменению концепта «греха» в целом и к личности протопопа Сильвестра в частности.
Полевой метод подразумевает распределение лексики по лексико-семантическим полям на основании общности семантических функций элементов. Поле определяется как категория, подразумевающая членение некоторой языковой области на центр (ядро) и периферию; при этом возможны постепенные переходы от одних группировок к другим, частичные пересечения, общие сегменты [Попова, Стернин, 2010: 17].
В ходе исследования было установлено, что лексико-семантическое поле «грех» в языке Сильвестра представляет собой объемную систему с ядерной, приядерной и периферийной зоной, а также микрополями. Ядром поля является, собственно, лексема грех, а также ее синонимы законопреступление, преступление и согрешение. В приядерной зоне располагаются лексемы, раскрывающие понятие греха — человеческие действия, называющиеся Сильвестром греховными. Это лексемы укорять, злословить, лихоимство, насилование, наветы и т. д.: «отъ силныхъ насилованiе, и отъ враговъ, и отъ друговъ навѣты и оклеветание» [Голохвастов, 1874: 103].
В приядерной зоне также образуется микрополе «грешник», куда относятся лексемы, характеризующие человека как преступника перед Богом. Данные лексемы — преимущественно существительные и прилагательные: зависть, лесть, гордость и т. д.: «исполнены зависти и убiйства, рвения, льсти, шепотники, клеветники, богомерски досадители, величавы, горды, обретатели злымъ» [Голохвастов, 1874: 73].
На периферии лексико-семантического поля «грех» образуется микрополе «искупление», содержащее лексемы, направленные на исправление человека: молити, плакатися, стенание и т. д. С данным микрополем соприкасается ещё одно: это поле «бог», описывающее Бога как праведного судью, воздающего грешникам по заслугам: суд, судья, гнев, ярость и т. д.
Таким образом, лексико-семантическое поле «грех» состоит из ядерной, приядерной и периферийных зон, содержит в себе микрополя «грешник» и «искупление», а также соприкасается с полем «бог» в периферийной зоне. Данное поле демонстрирует разнообразие лексических реализаций понятий «грех» и «грешник», подчиненный характер взаимоотношений человека и Бога, а также особенности восприятия Сильвестром образа Бога.
Литература:
Голохвастов Д. П., Леонид (Кавелин Л. А.). Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. М., 1874.
Попова З. Д., Стернин И. А. Лексическая система языка. М., 2010.