Разработка материала для речевой аудиометрии у детей 7—9 лет
Александра Алексеевна Рехкайнен
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2024-04-26
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена процедуре создания материала для речевой аудиометрии русскоязычных детей 7—9 лет. Были проанализированы принципы, лежащие в основе аудиометрических таблиц для взрослых: частотность слов, фонетическая и перцептивная сбалансированность материала. Все эти принципы могут быть перенесены в детскую речевую аудиометрию, но должны быть изменены с учетом возрастных особенностей участников исследования. При отборе речевого материала мы предлагаем также учитывать наличие у слов соседей, т. е. единиц, которые отличаются от целевых одним звуком.
Тезисы
Ключевые слова: речевая аудиометрия; русский язык; восприятие речи
Цель доклада — описать принципы, которые используются при отборе материала для речевой аудиометрии у взрослых, и оценить их применимость к детской речевой аудиометрии.
Речевая аудиометрия — исследование, позволяющее диагностировать заболевания слуховой системы, выбрать способ и оценить эффективность слухопротезирования [Бобошко, Риехакайнен, 2019]. Она может применяться для обследования как взрослых, так и детей, при этом последней долгое время уделялось меньше внимания: детская аудиометрия не описана в ГОСТе, поэтому остается актуальным вопрос разработки принципов отбора речевого материала для детской аудиометрии.
Существующие тесты для детей рассчитаны на слишком большие возрастные группы (напр., 3—7 лет, 7—14 лет), в них преобладают слова из 4—5 фонем, что значительно облегчает их распознавание. Нашей целевой группой станут дети 7—9 лет. Чтобы усложнить тесты, материалом будут односложные слова, состоящие из 3 фонем (лис, сыр), организованные в 10 списков по 10 слов (данные характеристики определены в ходе консультаций с коллегами из Лаборатория слуха и речи Научно-исследовательского центра Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, которые будут проводить апробацию разработанных нами таблиц).
За основу мы взяли критерии для взрослой речевой аудиометрии, перечисленные в ГОСТ Р ИСО 8253-3-2014 и в описаниях российских и зарубежных аудиометрических тестов, напр. [Fant, Lidén, 1954; Jerger, Speaks, Trammell, 1968; Бобошко, Риехакайнен, 2019 и др.]. Были выявлены три основных принципа, которые упоминаются в большинстве источников: 1) частотность слов, 2) фонетическая сбалансированность, 3) перцептивная сбалансированность.
Для детской речевой аудиометрии мы предлагаем изменить и дополнить эти принципы с учетом возрастных особенностей участников исследования. Во-первых, высокая частотность слова, определенная по частотным словарям русского языка, не гарантирует, что слово известно ребенку. Во-вторых, равная репрезентация всех фонем русского языка приводит к тому, что списки слов становятся слишком длинными для удержания внимания ребенка. Вместо частотных словарей мы предлагаем использовать лексические минимумы и опросы учителей на предмет лексики, актуальной для детей 7—9 лет. Фонетическую сбалансированность мы предлагаем определять не по всем фонемам, а по классам фонем (соотношение гласных/согласных, глухих/звонких, твердых/мягких и т. п.). Оценить перцептивную сбалансированность списков будет возможно только с помощью эксперимента, но на этот параметр можно предварительно повлиять, если учесть плотность соседств каждого слова. Соседи — слова, отличающиеся прибавлением, заменой или опущением одного звука [Magnuson, Crinnion, 2022: 468].
В докладе будут представлены примеры разработанных нами таблиц и будут обсуждаться сложности, которые возникают при подборе материала.
Литература:
Бобошко М. Ю., Риехакайнен Е. И. Речевая аудиометрия в клинической практике. Санкт-Петербург, 2019.
Jerger J., Speaks C., Trammell J. L. A new approach to speech audiometry // Journal of speech and hearing disorders. 1968. Vol. 33 (4). P. 318—328.
Цель доклада — описать принципы, которые используются при отборе материала для речевой аудиометрии у взрослых, и оценить их применимость к детской речевой аудиометрии.
Речевая аудиометрия — исследование, позволяющее диагностировать заболевания слуховой системы, выбрать способ и оценить эффективность слухопротезирования [Бобошко, Риехакайнен, 2019]. Она может применяться для обследования как взрослых, так и детей, при этом последней долгое время уделялось меньше внимания: детская аудиометрия не описана в ГОСТе, поэтому остается актуальным вопрос разработки принципов отбора речевого материала для детской аудиометрии.
Существующие тесты для детей рассчитаны на слишком большие возрастные группы (напр., 3—7 лет, 7—14 лет), в них преобладают слова из 4—5 фонем, что значительно облегчает их распознавание. Нашей целевой группой станут дети 7—9 лет. Чтобы усложнить тесты, материалом будут односложные слова, состоящие из 3 фонем (лис, сыр), организованные в 10 списков по 10 слов (данные характеристики определены в ходе консультаций с коллегами из Лаборатория слуха и речи Научно-исследовательского центра Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, которые будут проводить апробацию разработанных нами таблиц).
За основу мы взяли критерии для взрослой речевой аудиометрии, перечисленные в ГОСТ Р ИСО 8253-3-2014 и в описаниях российских и зарубежных аудиометрических тестов, напр. [Fant, Lidén, 1954; Jerger, Speaks, Trammell, 1968; Бобошко, Риехакайнен, 2019 и др.]. Были выявлены три основных принципа, которые упоминаются в большинстве источников: 1) частотность слов, 2) фонетическая сбалансированность, 3) перцептивная сбалансированность.
Для детской речевой аудиометрии мы предлагаем изменить и дополнить эти принципы с учетом возрастных особенностей участников исследования. Во-первых, высокая частотность слова, определенная по частотным словарям русского языка, не гарантирует, что слово известно ребенку. Во-вторых, равная репрезентация всех фонем русского языка приводит к тому, что списки слов становятся слишком длинными для удержания внимания ребенка. Вместо частотных словарей мы предлагаем использовать лексические минимумы и опросы учителей на предмет лексики, актуальной для детей 7—9 лет. Фонетическую сбалансированность мы предлагаем определять не по всем фонемам, а по классам фонем (соотношение гласных/согласных, глухих/звонких, твердых/мягких и т. п.). Оценить перцептивную сбалансированность списков будет возможно только с помощью эксперимента, но на этот параметр можно предварительно повлиять, если учесть плотность соседств каждого слова. Соседи — слова, отличающиеся прибавлением, заменой или опущением одного звука [Magnuson, Crinnion, 2022: 468].
В докладе будут представлены примеры разработанных нами таблиц и будут обсуждаться сложности, которые возникают при подборе материала.
Литература:
Бобошко М. Ю., Риехакайнен Е. И. Речевая аудиометрия в клинической практике. Санкт-Петербург, 2019.
Jerger J., Speaks C., Trammell J. L. A new approach to speech audiometry // Journal of speech and hearing disorders. 1968. Vol. 33 (4). P. 318—328.