XXVII Open Conference for Philology Students

Роль конкурсов и смотров в жизни деревенского хора: между официальным и вернакулярным

Валентина Александровна Пушкина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2024-04-22
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлено насыщенное описание подготовки хора к поездкам на конкурсы и фестивали, а также описание участия хора в конкурсах. В описании мы воспользовались концепцией институции П. Бергера и Т. Лукмана, а также определениями институциализации М. Дуглас, термином «вернакулярный»  Р. Говарда. Исследовательским вопросом стало соотношение императивов, которым следует хор как официальная институция, и вернакулярных певческих практик.

Тезисы

Ключевые слова: институция; вернакулярные певческие практики; деревенский фольклорный народный хор; насыщенное описание

В докладе мы представим насыщенное описание подготовки хора к поездкам на конкурсы и фестивали, а также самого участия хора в конкурсах. Деревенский хор мы рассматриваем как культурную институцию в соответствии с концепцией П. Бергера и Т. Лукмана, высказанную ими в работе «Социальное конструирование реальности». Институт, по мнению исследователей, состоит из типизации опривыченных действий и типизации их исполнителей, он предписывает определённые требования к поведению исполнителей и контролирует их выполнение.
Также для нас важны положения М. Дуглас, высказанные ею в книге «Как мыслят институты»: институция предполагает разыгрывание ролей, и люди определяют свою идентичность в соответствии с принадлежностью к этой институции.
Исследовательским вопросом стало соотношение императивов, которым следует хор как официальная институция, и установок вернакулярных певческих практик (на застолье, в одиночестве). Под вернакулярными практиками мы вслед за Р. Говардом понимаем те местные практики, которые существуют параллельно, но обособлено от формальных институциональных явлений. Говард разрабатывает понятие вернакулярного в отношении романских языков, существовавших одновременно с официальной латынью в средневековой Европе. Вернакулярные практики, по нашему мнению, как и языки, распространяются независимо от институций и не подчиняются официальным органам, их распространение не регулируется документами.
Деревенский хор существует в системе районных отделов культуры, при деревенском Доме культуры (ДК), который несёт ответственность за организацию «культурной» жизни в деревне. ДК проводит внешкольные дополнительные творческие занятия для детей, календарные праздники и концерты, детские и взрослые дискотеки, занятия театральной студии. На деревенские концерты приглашают хоры из других деревень района и артистов-любителей, пение для которых является хобби. На каждую деревню района областное Министерство культуры выделяет от 1 до 2 ставок: культурный менеджер и заведующий ДК, в их штатное расписание входит работа с хором. Там, где хор имеет звание «народный» выделено 2 ставки — заведующего(-ей) хором и культурного менеджера, в остальных деревнях — только заведующего(-ей).
Ежегодно областное Министерство культуры направляет заведующим деревенских и сельских ДК план работы хора, где прописано количество сборных, выездных и сольных концертов, платных и бесплатных концертов, количество конкурсов, смотров, в которых в течение года должен участвовать хор. Средства с платных концертов идут в казну деревенского ДК, позже они могут быть использованы в качестве взноса на участие в конкурсе или фестивале, на съёмку видео хора для подтверждения звания «народный». Хор, которому присуждено данное звание, по документам обязан принимать участие в выездных мероприятиях всероссийского и международного уровня. Исследовательский вопрос заключается в описании соотношения институциональных предписаний участия в смотрах, которым следует хор, и вернакулярных певческих практик (домашних застолий, местных праздников). Нас интересует, как происходит поиск подходящего конкурса, подбор репертуара и особенности репетиций для выступления на конкурсе, из чего состоит экономика поездки, а также мнения певиц и их переживаний после конкурса.
Материалом выступают данные полевых исследований автора, собранные в фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ 2023 г.