Образ будущего через призму ковидных интернет-анекдотов 2020—2021 гг.
Лев Александрович Кулюкин
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2024-04-24
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается образ будущего в ковидных
интернет-анекдотах 2020—2021 гг. Автор классифицирует тексты по настроению,
разделяя их на оптимистические и пессимистические, и по хронологической
дистанции от момента рассказывания до изображаемого будущего, а также пытается
выявить связь между этими двумя критериями и понять специфику изображения будущего
в интернет-анекдотах в контексте юмора катастрофы.
Тезисы
Ключевые слова: интернет-анекдот; ковидный фольклор; юмор катастрофы
2020 г. вошёл в историю как первый год коронавирусной эпохи. Фольклор очень быстро, практически мгновенно начал реагировать на происходящие события: на новости в СМИ, на введение масок, социальной дистанции, ограничений, карантина и т. д. Особенно интересной нам представляется реакция на пандемию интернет-анекдота как одного из самых продуктивных жанров современного фольклора. О ковидном анекдоте (и, в частности, о ковидном интернет-анекдоте) было написано немало работ. Учёные рассматривали этот жанр в контексте юмора катастрофы, карнавальной культуры и сетевого фольклора, с точки зрения философии, социологии и коммуникации, классифицировали анекдоты по степени напряжённости и по темам, исследовали динамику формирования сюжетов, сравнивали ковидные анекдоты разных стран. Однако тема образа будущего, отражённого в коронавирусных анекдотах, либо совершенно не рассматривалась, либо рассматривалась очень поверхностно. Исследователями, хотя бы отчасти затрагивавшими эту тему, отмечался лишь пессимистический взгляд на дальнейшее развитие событий и на будущее в целом. Однако, как показывают наши наблюдения, в действительности образ будущего в ковидных интернет-анекдотах предстаёт очень неоднозначным. Наряду с пессимистическими взглядами часто встречаются и занимают значительное место также взгляды оптимистические. Кроме того, по нашему мнению, интерес представляет и отдалённость изображаемого будущего, которая также неодинакова и колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, нами было выделено два критерия (критерий настроения и критерий хронологической дистанции), по которым мы рассматриваем образ будущего в ковидных интернет-анекдотах в контексте юмора катастрофы и эпидемического фольклора. В исследовании выявляется связь этих двух критериев и динамика их взаимодействия. Исследование проводилось на материале ковидных интернет-анекдотов 2020—2021 гг., которые были собраны нескольких группах социальной сети ВКонтакте.
2020 г. вошёл в историю как первый год коронавирусной эпохи. Фольклор очень быстро, практически мгновенно начал реагировать на происходящие события: на новости в СМИ, на введение масок, социальной дистанции, ограничений, карантина и т. д. Особенно интересной нам представляется реакция на пандемию интернет-анекдота как одного из самых продуктивных жанров современного фольклора. О ковидном анекдоте (и, в частности, о ковидном интернет-анекдоте) было написано немало работ. Учёные рассматривали этот жанр в контексте юмора катастрофы, карнавальной культуры и сетевого фольклора, с точки зрения философии, социологии и коммуникации, классифицировали анекдоты по степени напряжённости и по темам, исследовали динамику формирования сюжетов, сравнивали ковидные анекдоты разных стран. Однако тема образа будущего, отражённого в коронавирусных анекдотах, либо совершенно не рассматривалась, либо рассматривалась очень поверхностно. Исследователями, хотя бы отчасти затрагивавшими эту тему, отмечался лишь пессимистический взгляд на дальнейшее развитие событий и на будущее в целом. Однако, как показывают наши наблюдения, в действительности образ будущего в ковидных интернет-анекдотах предстаёт очень неоднозначным. Наряду с пессимистическими взглядами часто встречаются и занимают значительное место также взгляды оптимистические. Кроме того, по нашему мнению, интерес представляет и отдалённость изображаемого будущего, которая также неодинакова и колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, нами было выделено два критерия (критерий настроения и критерий хронологической дистанции), по которым мы рассматриваем образ будущего в ковидных интернет-анекдотах в контексте юмора катастрофы и эпидемического фольклора. В исследовании выявляется связь этих двух критериев и динамика их взаимодействия. Исследование проводилось на материале ковидных интернет-анекдотов 2020—2021 гг., которые были собраны нескольких группах социальной сети ВКонтакте.