XXVII Open Conference for Philology Students

Хронотоп как отражение внутреннего становления «нетронутых» героев в «таинственных повестях» И. С. Тургенева

Ксения Михайловна Васильева
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 188
2024-04-24
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Центральное место в творчестве И. С. Тургенева занимает романный жанр. Ввиду этого малая проза писателя остается менее изученной. Настоящая работа посвящена анализу связи пространственно-временной организации художественного мира «Клары Милич», «Песни торжествующей любви» и «Призраков» с личностным становлением главных героев. В свете изучения хронотопа рассматриваемых произведений была выдвинута гипотеза, согласно которой так называемые «нетронутые» герои — Яков Аратов, Валерия и рассказчик в «Призраках» — оказываются представителями демонических сил.

Тезисы

Ключевые слова: И. С. Тургенев; таинственные повести; хронотоп; нетронутые герои

В массовом сознании проза И. С. Тургенева не ассоциируется с готическим жанром. Основная причина этого кроется в том, что повести, получившие в научной среде определение «таинственные», остаются наименее изученными по сравнению с другими произведениями писателя. Наиболее репрезентативными для настоящей работы оказались повести «Клара Милич», «Призраки» и «Песнь торжествующей любви». На материале этих произведений была разработана идея, согласно которой хронотоп является отражением личностного становления так называемых нетронутых героев. Данное исследование строится на компаративистском анализе ранее упомянутых повестей. Теоретико-методологической основой выступили труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана и Ц. Тодорова.
Анализ хронотопа в таинственных повестях Тургенева не раз становился предметом исследования. На данный момент существует достаточное количество работ, авторы которых внесли свой вклад в изучение этой темы. Однако довольно незначительное упоминание связи хронотопа с внутренним становлением главных героев дает основание для более детального рассмотрения данной проблемы.
Прежде всего стоит сказать, что анализ хронотопа таинственных повестей был произведен в свете гипотезы о связи нетронутых героев — Якова Аратова, Валерии и рассказчика в «Призраках» — с демоническими силами. С учётом фольклорной традиции удалось обнаружить общие черты главных героев, которые и позволили сделать вывод о них как о представителях таинственного и потустороннего. К этим характеристикам относятся нетронутость, девственность героев, отсутствие собственной семьи, сиротство и отшельничество. В народной культуре указанные аспекты неразрывно связываются с трансцендентным. Эта мысль позволяет углубить понимание символики локуса «дома», который оказывается не безопасным местом, в котором можно спрятаться от злых сил, а символом ограниченности сознания героев. Кроме того, сюжетообразующим для всех трех повестей является хронотоп «порога», выход за пределы которого метафорически переосмысляется как преодоление бедности духовного мира. Появление в циклически-бытовом пространстве неведомых сил заставляет нетронутых героев покинуть собственный дом. Переступив порог, они попадают в кризисную для их внутреннего мира ситуацию. В результате этой встречи с потусторонними силами герои духовно перерождается, неминуемо приходят к познанию самих себя, окружающего мира и его законов. Эту трансформацию переживают все три нетронутых персонажа в анализируемых повестях. Аратов познает вселенские законы, недоступные человеческому разуму, Валерия в «Песни…» оказывается способной испытать истинную стихийную любовь, а рассказчик в «Призраках» приходит к убеждению, что всемирного спокойствия и блаженства можно достигнуть только после смерти.