XXVII Open Conference for Philology Students

Игровая лексика в воспоминаниях о детских играх в советской деревне (по полевым материалам фольклорной экспедиции СПбГУ 2023 г. в Мезенский район Архангельской области)

Алия Ильгамовна Закирова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2024-04-22
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе описываются детские игры, собранные в ходе фольклорной экспедиции в село Долгощелье Мезенского района Архангельской области в июле 2023 г. Уделяется внимание подробному анализу игровой лексики и её этимологии. За особой лексикой игры с ее диалектными особенностями, по нашему предположению, стоят вернакулярные ментальные категории и аксиологическая система, практикуемая в детских коллективных играх.

Тезисы

Ключевые слова: детские игры; игровая лексика; половозрастные стереотипы; мяч; считалки

В докладе представлен подробный анализ детских игр. Материал был собран в ходе полевого исследования во время фольклорной экспедиции СПбГУ в селе Долгощелье Архангельской области в июле 2023 г. Для написания работы были использованы интервью, видео- и фотоматериалы из Электронного архива «Российская повседневность». Возраст и пол информантов различны: это и мужчины, и женщины от 1937 до 1954 гг. рождения, вспоминающие о своём детстве.
В докладе представлено подробное описание таких коллективных детских игр, как «Сало», «Рынья», «Кытьи», «Чикалки», «Десять палочек» и др. Рассматриваются принципы и правила игр. Описывая правила одной игры, информанты чаще всего приводят отличающиеся варианты, которые мы постарались учесть.
Большáя часть доклада посвящена анализу игровой лексики. В работе описывается этимология таких игровых терминов, как клескать мяч, накопить руки, сало и т. д. Выдвигается гипотеза, что игровая терминология не только помогает понять сюжет игры, но открывает, какие качества тренируются в игре, какие ментальные категории тренируются, какие ценности формируются в жизни игроков.
Вспоминая о своём детстве, взрослые не «переводят» игровую лексику на понятный собирателям язык, но используют для объяснения её в вернакулярной огласовке, что может сигнализировать о существовании определённых ментальных категорий, для выражения которых в языке не существует более подходящих слов.
Уделяется внимание рассмотрению половозрастных стереотипов, связанных с играми. Существуют «парничьи игры», такие как «Кытьи», «Чикалки», игра «В войнушку» и стрельба из рогаток. Наравне с ними практиковались игры, в которых участвовали в основном девочки: так, девочки «Гоняли чижа», «Катали колесо», играли в «Рынью». Удалось записать единственный случай, когда девочка принимала участие в играх для мальчиков, информант, вспоминая эту девочку, характеризует её следующим образом: «Такая была делана на мужскую руку». Также интересно проследить, до какого возраста дети могли участвовать в играх. Информант вспоминает: «В школе, дак 10, 11, 12, 13, 14 лет. А если мы ещё в каникулы играли, когда с педучилища приезжали, то пока, наверное, малы были, глупы были, наверное, 15, 16, а потом взрослые-то в рынью-то не играли уже, это только дети».
Информанты рассказывают, как самостоятельно изготавливали инвентарь для игр с сороковых до шестидесятых годов прошлого века. В т. ч. они вспоминают, как делали мячи из тряпок или кожи, из дерева вырезали гранаты и ружья для игры «В войнушку». Записаны забавные случаи из жизни информантов, которыми они делились, вспоминая об играх своего детства. В воспоминаниях взрослых эмоциональная составляющая занимает важное место. Также в докладе приведены тексты считалок, показано, как участники игры «тянули жребий», чтобы распределить роли между собой, выстроить очерёдность.
Игры — важная составляющая детства. В процессе игры дети учатся распределять социальные роли, взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила и принимать победы и поражения. Особенно интересен ретроспективный взгляд, позволяющий рассмотреть феномен детства через воспоминания взрослого.