XXVII Open Conference for Philology Students

О поэтике фильма Джима Джармуша «Мертвец»

Ярослава Сергеевна Морозикова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 171
2024-04-25
16:10 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется специфика киноповествования в фильме «Мертвец» (1995) Джима Джармуша. Анализируется длительность и крупность монтажных планов, ракурсы, движение камеры, монтаж и т. д. Описываются как общие особенности поэтики, так и конкретные приемы, которые в рамках самого фильма используются редко, привлекают к себе внимание и обладают явно выраженной художественной функцией. Рассматриваются следующие вопросы: как Джармуш деконструирует жанр вестерна, как специфика киноязыка влияет на рецепцию «Мертвеца».

Тезисы

Ключевые слова: «Мертвец»; Дж. Джармуш; киноповествование; вестерн

В докладе представлен анализ фильма «Мертвец» (1995) независимого американского режиссера Джима Джармуша. В исследованиях, посвященных «Мертвецу», обычно обращают внимание на «притчевость» фильма, комментируют культурный и исторический контекст, политический подтекст, приводят различные трактовки неоднозначных эпизодов. В докладе же предметом анализа стала специфика киноповествования: крупность и длительность монтажных планов, композиционные решения, ракурсы, монтаж и другие элементы киноязыка. Некоторые особенности поэтики выделяют фильм на фоне других произведений эпохи: перед нами черно-белый фильм, в котором используются устаревшие переходы через затемнение, а также часто контрастно сочетаются короткие и сверхдолгие монтажные планы. Отдельные черты визуального ряда в самом фильме возникают редко и функционируют как сознательный прием: наезды камеры, верхние ракурсы, сверхкрупные планы. Демонстрируется, что для художественной стратегии Джармуша характерно парадоксальное сочетание приемов, направленных на дистанцирование зрителя от происходящего в кадре (например, некоторые сцены перестрелок сняты дальним планом без монтажных склеек) и на вовлечение в эмоциональное состояние героя (сверхкрупные планы лица в эмоционально насыщенных эпизодах; переосмысленные режиссером переходы через затемнение, которые воспринимаются не столько как дань устаревшей норме киноповествования, сколько как попытка подчеркнуть полуобморочное состояние главного героя). Как отмечается в докладе, важное место в авторском замысле занимает игра с жанром вестерна. Исследователи считают, что «Мертвец» — так называемый ревизионистский вестерн, т. е. жанр, подрывающий традицию вестерна [Hall, 2001]. Игра с жанром заключается как в самом сюжете и характере героев (что уже было отмечено в научной литературе), так и в элементах киноповествования. Демонстрируется, что Джармуш переносит акцент с событийного ряда на другие уровни текста — в т. ч. за счет нарушения привычных норм съемки «напряженных» эпизодов, характерных для вестерна. Это (вместе с другими особенностями повествования, напр., долгими монтажными планами, некоторые из которых длятся до минуты) влияет на восприятие фильма: неслучайно, судя по отзывам зрителей на ряде популярных порталов, «Мертвец» часто характеризуется как «скучный», «вялый», «бессюжетный». Однако неторопливое повествование важно для художественного замысла режиссера. Важнее, чем событийный ряд, оказывается постепенное изменение состояния главного героя и его отношения к миру. Джармуш говорил, что в основе фильма лежит «простая метафора: жизнь — это путешествие» [Искусство кино, 1997]. Изменение героя отражаются в том числе в особенностях повествования: напр., в том, что по мере развития сюжета все чаще используется пространственная и перцептивная точка зрения персонажа.

Литература:
Розенбаум Дж. Джим Джармуш: «Сквозь зеркало воды» // Искусство кино. 1997. №1. С. 20—27.
Hall M. Now you are a killer of white men: Jim Jarmusch's «Dead man» and traditions of revisionism in the western // Journal of film and video. 2001. Vol. 52. №4. P. 3—14.