Поэтика визуального и вербального текста в авангардном плакате периода НЭПа
Наталья Дмитриевна Ильина
Докладчик
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
ауд. 124
2024-04-23
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен поэтике визуального и вербального текста в авангардном плакате периода НЭПа 1921—1928 гг. Рассматриваются технологии сочетания вербальной и визуальной частей плакатов, «звучание» изображений и переход вербальных посланий в элементы графики. Особенности авангардных стилей заметны во всех жанрах плакатов. В период НЭПа языковое послание политического, социального и киноплаката «врастает» в визуальный код, образуя неделимое целое, называемое креолизованным текстом.
Тезисы
Ключевые слова: визуальный; вербальный; плакат НЭПа; авангардный киноплакат
Период новой экономической политики был благоприятным для деятелей искусства. К этому моменту был разработан «язык» плаката, который ёмко передавал идеи и смыслы. Молодая советская страна и ее экономический подъем вдохновляли молодых плакатистов на применение новаторских технологий для создания запоминающейся графики в сочетании с языком, который оставался вербальным знаком и одновременно проникал, и тесно закреплялся в графическом коде плаката. Цель доклада — рассмотреть и выяснить, как форма плаката передает содержание. Исследование уделяет особое внимание креолизации текста и «обытовлению» авангардных эстетик в рамках агитационной рекламы в данный период культурного развития СССР. Выделяется ряд ярких отличий плакатов периода НЭПа от периода Гражданской войны: во-первых, 1920-ые считаются этапом расцвета авангардных течений первой волны, именно в плакатном искусстве до конца 1920-ых сохраняется тенденция к экспериментальным стилям: можно отметить техники кубофутуризма, (советского) конструктивизма, сюрреализма, дадаизма и прочие. Во-вторых, плакатное искусство ориентировано на массовую аудиторию. Авангардные плакаты создавались для широкого круга людей, поэтому авторы старались использовать простые и понятные имагинативные образы и легко запоминающиеся слоганы, вписывая авангардный визуальный код в облик города. В рамках авангардной эстетики вербальный код применяется в графическом пространстве плаката как обрамление фигур, заполнение словами и фразами тех или иных объектов, что повышает коэффициент креолизации текста. Визуальный код плакатов в сравнении с Гражданской войной стал сложнее за счет авангардных стилей, но более символичным. Показательным является плакат «Митинг детей» художника Алексея Комарова 1923 г. Сюрреалистичное изображение большого митинга примерно годовалых малышей с растяжками, на которых написаны совершенно взрослые и осмысленные лозунги и требования «Мы требуем!», «Акушерок, а не бабок», «Чистого воздуха и света», «Здоровых родителей», «Груди матери», «Сухих и чистых пеленок», и на заднем плане возникает лишь одно наивное и детское требование «Защиты от мух». Митинг, растяжки, лозунги — элементы семиотического поля взрослого гражданина Советского Союза. Намеренный сюрреалистичный сюжет, представление детей как равноправных членов общества, таких же, как взрослые, — стратегия, помогающая взглянуть на проблемы воспитания детей с другой стороны. Этот феномен в плакатном искусстве можно назвать «Советские дети». Они становились символом будущего, носителями идей просвещения и прогресса. Таким образом, одними из главных приемов визуальной поэтики авангарда стали фотомонтаж и коллаж, которые позволяли с помощью перемещения и изменения фотографий и текста создавать новые картины, эффектно подчеркивая особенности рекламируемого товара или различные социальные послания. Киноплакат, являясь продолжением дореволюционных афиш, впитывает авангардные направления в стиле, вербальный код используется в двух направлениях — информативном и как часть графического кода за счёт креолизации словесного сообщения. В пространстве плаката вербальный текст сильно проникает в графическое изображение, сплетается с ним и создает некое неделимое единство.
Период новой экономической политики был благоприятным для деятелей искусства. К этому моменту был разработан «язык» плаката, который ёмко передавал идеи и смыслы. Молодая советская страна и ее экономический подъем вдохновляли молодых плакатистов на применение новаторских технологий для создания запоминающейся графики в сочетании с языком, который оставался вербальным знаком и одновременно проникал, и тесно закреплялся в графическом коде плаката. Цель доклада — рассмотреть и выяснить, как форма плаката передает содержание. Исследование уделяет особое внимание креолизации текста и «обытовлению» авангардных эстетик в рамках агитационной рекламы в данный период культурного развития СССР. Выделяется ряд ярких отличий плакатов периода НЭПа от периода Гражданской войны: во-первых, 1920-ые считаются этапом расцвета авангардных течений первой волны, именно в плакатном искусстве до конца 1920-ых сохраняется тенденция к экспериментальным стилям: можно отметить техники кубофутуризма, (советского) конструктивизма, сюрреализма, дадаизма и прочие. Во-вторых, плакатное искусство ориентировано на массовую аудиторию. Авангардные плакаты создавались для широкого круга людей, поэтому авторы старались использовать простые и понятные имагинативные образы и легко запоминающиеся слоганы, вписывая авангардный визуальный код в облик города. В рамках авангардной эстетики вербальный код применяется в графическом пространстве плаката как обрамление фигур, заполнение словами и фразами тех или иных объектов, что повышает коэффициент креолизации текста. Визуальный код плакатов в сравнении с Гражданской войной стал сложнее за счет авангардных стилей, но более символичным. Показательным является плакат «Митинг детей» художника Алексея Комарова 1923 г. Сюрреалистичное изображение большого митинга примерно годовалых малышей с растяжками, на которых написаны совершенно взрослые и осмысленные лозунги и требования «Мы требуем!», «Акушерок, а не бабок», «Чистого воздуха и света», «Здоровых родителей», «Груди матери», «Сухих и чистых пеленок», и на заднем плане возникает лишь одно наивное и детское требование «Защиты от мух». Митинг, растяжки, лозунги — элементы семиотического поля взрослого гражданина Советского Союза. Намеренный сюрреалистичный сюжет, представление детей как равноправных членов общества, таких же, как взрослые, — стратегия, помогающая взглянуть на проблемы воспитания детей с другой стороны. Этот феномен в плакатном искусстве можно назвать «Советские дети». Они становились символом будущего, носителями идей просвещения и прогресса. Таким образом, одними из главных приемов визуальной поэтики авангарда стали фотомонтаж и коллаж, которые позволяли с помощью перемещения и изменения фотографий и текста создавать новые картины, эффектно подчеркивая особенности рекламируемого товара или различные социальные послания. Киноплакат, являясь продолжением дореволюционных афиш, впитывает авангардные направления в стиле, вербальный код используется в двух направлениях — информативном и как часть графического кода за счёт креолизации словесного сообщения. В пространстве плаката вербальный текст сильно проникает в графическое изображение, сплетается с ним и создает некое неделимое единство.